Золотая Пчела 3
3-я Международная Биеннале графического дизайна
Москва 8-20 октября 1996

Под эгидой ИКОГРАДА
| Список участников | Шрифты | cеминары |
Вот и пришла пора для третьей биеннале «Золотая пчела». Можно было бы уже сказать—для очередной: порядковый номер позволяет. Но каждая «Золотая пчела» тем не менее проходит как первая. И может стать последней в нашей непредсказуемой стране. В прежние времена не верилось, что такие биеннале у нас вообще могут быть. Теперь не верится, что они есть—каждый раз это все еще—как чудо...

За то короткое время, которое пролетело с момента проведения второй московской биеннале, журнал «Greatis», учредивший «Золотую пчелу», успел стать историей, собрав, правда, богатый урожай дизайнерских наград.
На XV биеннале графического дизайна в Брно в 1994 году Владимир Чайка получил Бронзовую медаль за вариант логотипа журнала. Затем вместе с другими работами Чайки—плакатами и знаками—дизайн и оформление журнала «Greatis» были удостоены Государственной премии Российской Федерации за 1995 год в области литературы и искусства. На XVI биеннале в Брно Чайка был награжден за дизайн журнала «Greatis» главной специальной наградой—премией имени Альфонса Мухи. А на выставке «Аспекты европейского дизайна» в Дании, проходившей в рамках программы «Копенгаген—культурная столица Европы 1996 года», журнал «Greatis» демонстрировался как один из шести экспонатов, идентифицировавшихся с дизайном России...
Однако тем временем журнал перестал финансироваться издателем и прекратил свое существование. А вслед за этим потерпел крах и сам издатель журнала—некогда могучее рекламное агентство «Грэйтис», спонсировавшее и «Золотую пчелу». Между тем адрес уже несуществующего агентства «Грэйтис» вошел в международные справочники и был опубликован в ряде объявлений о третьей «Золотой пчеле».

Как раз тогда, когда «Золотая пчела» получила окончательное признание на мировой арене, когда академия графического дизайна, её попечитель, стала полным членом ИКОГРАДА (Международного совета национальных организаций по графическому дизайну), когда «Золотая пчела» получила статус международного турнира высшей категории «Одобряется ИКОГРАДА» и стала членом ИБКК (Координационного комитета международных биеннале), ее судьба повисла на волоске...

И все же—биеннале продолжаются!
Первой в трудный момент подставила плечо полиграфическая фирма «Линия График», превосходно отпечатавшая весь рекламно-информационный комплекс «Золотой пчелы» и кроме того предоставившая свой офис под штаб-квартиру биеннале. Её примеру последовал еще целый ряд фирм, общественных и государственных организаций, которые приняли участие в «Золотой пчеле» как её организаторы или спонсоры, вносящие свой вклад не в традиционном для спонсорства финансовом виде, а в виде собственной работы, продукции, материалов, информационной поддержки... Так что спонсорский список биеннале—это те, кто действительно заинтересован в развитии дизайнерской профессии, в развитии визуальной культуры.
Вот так—всем миром, по-русски, удалось не только спасти «Золотую пчелу», но и вывести её на новый уровень, позволяющий более отчетливо проявить специфику нашей биеннале, её отличия от других всемирных дизайнерских фестивалей.

В чём же состоит эта специфика?
С первой «Золотой пчелы» мы принципиально не ограничиваем количества принимаемых конкурсных работ, как это делается на других биеннале. Отборочный комитет «Золотой пчелы» весьма либерален—и прежде всего по отношению к зарубежным работам. Мы слишком долго были оторваны от остального мира, отделены от него железным занавесом, чтобы теперь позволить себе излишнюю привередливость. Мы торопимся наверстать упущенное, увидеть своими глазами больше, как можно больше работ наших зарубежных коллег. Тем более, что это позволяют экспозиционные площади—подлинно российские просторы Центрального Дома художника.

Проведение «Золотой пчелы» в ЦДХ связано ещё и со стремлением экспонировать дизайн в художественном контексте, от которого он был у нас отделен сословными границами официозной иерархии, пребывая в некой культурной резервации. Так что «Золотая пчела» нацелена «поверх барьеров» не только межгосударственных, но и внутрикультурных, межпрофессиональных.
Пчела летает, где хочет, и из самых невзрачных цветков добывает нектар.
Так и «Золотая пчела» собирает со всех континентов и приносит нам мёд лучших дизайнерских работ, которые извлекают красоту из самых обыденных, утилитарных предметов, преображая жизнь в культуру.

Если одним словом обобщать перечисленные черты московской биеннале, то это будет сугубо русское понятие—«широта».
Но есть теперь у «Золотой пчелы» и другой аспект.
С этого года в рамках биеннале проводится уникальная выставка-конкурс, которая, можно надеяться, станет регулярной и придаст «Золотой пчеле» особый смысл. Название «Голден Би» на международно-английский слух звучит как «Голден Биеннале». И мы решили показать на московской биеннале «все золото мира»—плакаты, удостоенные Гран-при, Золотых медалей или Первых премий на других международных дизайнерских биеннале и фестивалях за последние два года—биеннальный цикл. Таким образом «Золотая пчела», последней пристроившаяся в ряд мировых профессиональных турниров, собирает «сливки» лучших из лучших дизайнерских работ.
В принципе это вполне традиционно для нашей истории: русские люди изначально ощущали себя по евангельской притче «делателями одиннадцатого часа», последними появляющимися на мировой арене, но в конце концов становящиеся вровень с первыми. Ждать да догонять—нам к этому не привыкать...
Присуждаемая на смотре золотых лауреатов награда—конечно, не межконтинентальный суперкубок для абсолютного чемпиона. Чисто символически она обозначает наши здешние симпатии и предпочтения. Тем не менее можно надеяться, что этот конкурс будет представлять интерес для мирового дизайнерского сообщества, а вся биеннале «Золотая пчела» в целом сыграет свою собственную роль в развитии современной профессиональной ситуации.

А внутри страны «Золотая пчела» имеет и будет иметь значение мощного катализатора дизайнерского творчества. На ней выявляются актуальные тенденции развития дизайна, демонстрируются образцы высшего дизайнерского качества.
Это особенно важно в настоящий момент, когда количественный бум на графический дизайн, засилье вкусов непросвещенных заказчиков и самозванных дизайнеров сделали ценностное поле профессии чрезвычайно зыбким. «Золотая пчела» вносит в него точные, сильные ориентиры, структурируя его по высшему «гамбургскому счёту».

И последнее. Плакат всегда будет в центре интереса московской биеннале. Однако после краха советского плаката это искусство так и не получило у нас должного развития. Более доступен и интересен для сегодняшних дизайнеров и заказчиков другой вид графического творчества—фирменный знак, логотип. Благодаря компьютеризации профессии начинает набирать силу традиционно самая слабая, самая запущенная у нас область проектной культуры—шрифт. Поэтому на «Золотой пчеле - 96» мы решили дополнить плакаты ещё двумя конкурсными номинациями—«Логотипы» и «Шрифты». Этим трём источникам, трём составным частям визуальной культуры посвящён и международный симпозиум «Плакаты, логотипы, шрифты, визуальная культура», который сопровождает биеннале. Будем надеяться, он окажется полезным для наших дизайнеров.

Сергей Серов