КИРИЛЛИЦА, СЕСТРА ЛАТИНИЦЫ

Проектирование кириллической версии латинской гарнитуры

Владимир Ефимов

Опубликовано в журнале Курсив, №2, 1996 г.

Это — жжжжжж — неспроста!
(А.А.Милн. Винни-Пух и все-все-все. Пер. Б.Заходера).

Первая часть статьи (см. Курсив №1, стр.33-36) была посвящена главным образом тому, как не надо делать шрифты (прошу не рассматривать описанные там методы как руководство к действию). Кроме того, в ней затрагивались необходимые предварительные операции (промеры и др.) перед началом собственно проектирования. Теперь я попробую описать правильную (с моей точки зрения) процедуру проектирования кириллического шрифта, исходя из собственного опыта, опыта моих коллег и своих попыток преподавания шрифтового дизайна. В журнальной статье невозможно рассказать о всех аспектах шрифтового проектирования, поэтому проблемы формообразования латинского и кириллического алфавитов, исторической эволюции форм наборных шрифтов и современной шрифтовой ситуации, а также проблемы технологии рассматриваться не будут, несмотря на их важность для сознательного шрифтового дизайнера. Шрифтовая терминология будет использоваться ограниченно.

Необходимая оговорка.
С точки зрения дизайнера, шрифт, помимо всех прочих аспектов, — это искусство оптической иллюзии, искусство обмана человеческого восприятия. Шрифт не должен быть геометрически точным. Он должен быть точным визуально, то есть только казаться для читателя геометрически правильным. Степень и методы внесения этой оптической иллюзии различны в зависимости от конкретного шрифта и художника. Поэтому в любом случае применения в дальнейшем тексте понятий равенства и различия элементов шрифтовых знаков будет идти речь только о визуальных, но не геометрических качествах этих элементов.

Итак, Вы решили делать кириллический шрифт. Допустим, что это будет шрифт акцидентный, то есть не предназначенный для набора сплошного текста, с характерным рисунком, — такой шрифт легче делать. (Текстовые шрифты не должны обладать заметно выраженной художественной индивидуальностью, но проектирование их — дело трудное, требующее опыта и квалификации). Вы нашли латинский прототип и воспроизвели его знаки в достаточно крупном размере, чтобы проследить все стилевые особенности его рисунка и промерить все возможные элементы (см. первую часть). Что делать дальше?
Если внимательно посмотреть почти на любой шрифт, можно заметить, что многие знаки алфавита как будто состоят из типовых элементов, имеют сходную конструкцию и множество однотипных деталей в рисунке. Если сравнить буквы латиницы с буквами кириллицы, окажется, что часть знаков того и другого алфавита просто совпадает, а часть построена по сходным принципам. Это объясняется общим происхождением из греческой письменности и латиницы и кириллицы. При разработке кириллической версии латинского шрифта благодаря этому сходству знаков и их деталей мы используем определенные латинские буквы как модель при проектировании кириллических. Важно понять, какие именно знаки латиницы и кириллицы коррелируют по форме или отдельным деталям, а также степень этой корреляции, то есть какие элементы у них общие (например, основные и соединительные штрихи, овалы, засечки, концевые элементы), какие близки по конструкции, но отличаются в деталях, а какие имеют совершенно самостоятельную форму (илл. 1). Корреляция форм конкретных знаков будет рассмотрена ниже.

Илл. 1

1 Анатомия буквы и ее элементы.

А. Очко литеры (Character).
В. Кегельная площадка (Em-Square).
C. Кегль (Size).
D. Линия шрифта (Base line).
E. Высота (рост) прописного знака (Cap Height).
F. Высота (рост) строчного знака (x height).
G. Межбуквенный просвет (Letterspace).
H. Полуапрош (Side bearing).
I. Интерлиньяж (Linespace).
1. Основной штрих (Stem).
2. Соединительный штрих (Hairline).
3. Засечка, сериф (Serif).
4. Верхний выносной элемент (Ascender).
5. Нижний выносной элемент (Descender).
6. Наплыв (Stress).
7. Внутрибуквенный просвет (Counter).
8. Овал (Oval).
9. Полуовал (Bowl).
10. Концевой элемент (Terminal).
11. Каплевидный элемент (Ball).
12. Точка (Dot).
13. Диакритический знак, акцент (Accent).

Как правило, если в гарнитуре более одного начертания, надо начинать работу с прямого светлого. Дело в том, что сначала надо определить образ шрифта, то есть решить, как именно будут выглядеть его пока несуществующие кириллические знаки. Разумеется, их рисунок должен соответствовать по стилю рисунку латиницы. Это самый творческий этап работы, но и самый трудный и ответственный: ведь художественное качество будущего шрифта определяется именно сейчас. Чтобы правильно подойти к этой задаче, нужно проследить конструкцию и стилевые особенности гарнитуры, начиная с наиболее простых и ясных форм букв. Это лучше всего сделать, работая с прямым и самым светлым начертанием. У курсивов значительно более сложная форма по сравнению с прямыми шрифтами (особенно у строчных знаков), а работа с более насыщенными начертаниями тоже имеет свою специфику. Поэтому к этим начертаниям лучше переходить, когда уже определились более очевидные случаи (илл. 2).

Илл. 2. Стандартные начертания гарнитуры (itc Нью Баскервиль).

Исходя из принципа от более простого к более сложному, начинать правильнее всего с прописных знаков, хотя это и не обязательно. Для проектирования кириллицы начинать с прописных полезно еще и потому, что большая часть строчных знаков нашего алфавита (25 букв из 33) по конструкции повторяет прописные (илл. 3), в отличие от латиницы, где соотношение обратное (с прописными совпадают 6 из 26 строчных букв) (илл. 4). (Почему это так — тема для отдельного рассмотрения).Таким образом, решив форму прописных, мы тем самым определяем принципы построения большинства строчных. Однако тут следует заметить, что читатель имеет дело главным образом со строчными буквами, поэтому их проектирование — более ответственное дело с функциональной точки зрения. Вместе с тем в качественно спроектированном шрифте нет мелочей и менее ответственных участков, он должен представлять собой единую графическую систему, одинаково хорошо реализованную как эстетически, так и технически во всем комплексе знаков. Именно поэтому это такое специальное и нелегкое занятие.

Илл. 3. Прописные и строчные буквы кириллического (русского) алфавита (itc Гарамон).

Илл. 4. Прописные и строчные буквы латинского (английского) алфавита (itc Гарамон).

Конструкция и гарнитурные признаки шрифта

Знаки кириллического и латинского алфавита, называемые также буквами, конструктивно состоят из трех основных геометрических форм или их комбинаций: прямоугольной (или квадратной), округлой и треугольной. Эти формы образуются штрихами, которые бывают основными (обычно вертикальные, более толстые) и соединительными (обычно горизонтальные, более тонкие). В треугольных формах основным или нисходящим штрихом считается идущий сверху-слева вниз-направо, а соединительным или восходящим — идущий снизу-слева вверх- направо. В штрихах, образующих округлые формы, самая толстая часть называется наплывом и приравнивается по визуальной массе к основному штриху (илл. 5). Все эти элементы букв обусловлены техникой писания ширококонечным пером и определились еще в древнеримские времена, а также в эпоху средневековой рукописной книги. Соотношение между толщинами основных и соединительных штрихов называется степенью контрастности и характерно для каждого начертания, а также для гарнитуры в целом.
Форма букв может быть статичной или динамичной, а также симметричной или асимметричной. Например, Ж имееет симметричную статичную форму, а К — асимметричную динамичную (илл. 6 и 7). Важна также направленность динамики: если форма знака как бы направлена вправо, то есть в направлении чтения, динамика называется прямой (например, у букв В, Е, K, Р, R), а если влево, против направлении чтения, обратной (например, у букв З, Э, Я). Следует заметить, что речь идет о преимущественном направлении динамики, поскольку форме каждого знака присущи и динамические, и статические особенности (илл. 8 и 9). Индивидуальные особенности рисунка шрифта тоже влияют на степень динамичности букв. Например, многие знаки каллиграфических шрифтов обладают дополнительной динамикой, которую им придают росчерки и другие декоративные элементы (илл. 10).
С категориями динамики и статики тесно связаны устойчивость и равновесие отдельных знаков шрифта. Для регулярного (построенного на классических принципах) шрифта характерно стремление к визуальной устойчивости и уравновешенности каждой буквы, однако иногда этот принцип частично нарушается для придания шрифту большей динамики.

В зависимости от пропорционального соотношения знаковых ширин шрифты разделяются на моноширинные (с одинаковой шириной кегельной площадки всех знаков шрифта) и пропорциональные, в которых буквы могут иметь разную ширину. Моноширинные шрифты (илл. 11) применяются для специальных целей (набора таблиц, листинга программ и т.д.), но в большинстве случаев нас окружают шрифты пропорциональные как наиболее читаемые. Они, в свою очередь, делятся на разноширинные (с подчеркнутым различием знаковых ширин) и равноширинные (стремящиеся к оптическому равенству большинства ширин знаков) (илл. 12 и 13).
Правильность определения пропорций букв серьезно влияет на их восприятие. В нормальном пропорциональном шрифте буквы алфавита бывают узкими (например, I, J), нормальными (например, И, Н, О) и широкими, или двойными (скорее, полуторными, например, M, W, Ж, Ф, Ш) (илл. 14). Идеальное понятие о соотношении этих ширин между собой сформировано на подсознательном уровне у каждого человека, умеющего читать, в процессе обучения чтению. Несмотря на то, что разные шрифты имеют различные пропорции знаковых ширин, сотношение ширин различных знаков в каждом шрифте постоянно. В результате пятивекового развития форм наборных шрифтов выяснилось, что лучше всего человеческим глазом воспринимаются шрифты, нормальные по ширине буквы которых (И, Н, П) построены приблизительно по пропорции золотого сечения, если брать отношение ширины знака к его высоте (то есть от 3:5 до 2:3). Если ширина меньше, шрифт воспринимается как узкий, а если больше, то как широкий (илл. 15).
Контрастность и пропорции букв относятся к гарнитурным признакам, то есть к тем индивидуальным признакам шрифтовой формы, которые характерны для рисунка каждой гарнитуры шрифта. К гарнитурным признакам шрифта относятся также величина очка строчных букв по отношению к прописным, величина верхних и нижних выносных элементов, насыщенность, или цвет (вес) шрифта (соотношение толщины основных штрихов и высоты знаков, а также внутрибуквенных прсветов), наличие и форма засечек (серифов), форма овалов и полуовалов и угол наклона осей овалов или наплывов в округлых штрихах, степень открытости или закрытости знаков (илл. 16), расположение средней линии, особенности формы отдельных элементов и деталей, в частности форма концевых элементов, а также другие особенности шрифтовой формы.

Оптические компенсации в шрифте

Поскольку человеческое восприятие изображений имеет свои особенности, шрифтовой дизайнер должен учитывать их в своей работе. Некоторые графические формы вызывают у зрителя оптические иллюзии, и у него создается ощущение неправильной геометрической структуры изображения. Например, из двух штрихов геометрически равной толщины более толстым по сравнению с вертикальным кажется расположенный горизонтально; средняя линия буквы Н, расположенная геометрически посередине, кажется ниже своего действительного положения (илл. 17); буквы А и O, будучи геометрически равными по высоте букве Н, кажутся гораздо меньше по размеру. В таких случаях задача дизайнера — сознательно внести в изображение такие искажения геометрии, чтобы компенсировать оптические иллюзии человеческого глаза и чтобы визуально изображение воспринималось как геометрически правильное.
Например, при проектировании неконтрастного шрифта (то есть такого, у которого основные и соединительные штрихи визуально одинаковы по толщине) дизайнер должен сделать горизонтальные штрихи тоньше примерно на 2-5 %, тогда он будет выглядеть оптически неконтрастным. По тем же причинам толщина наплывов в округлых штрихах должна быть больше, чем толщина прямых вертикальных штрихов примерно на 5-7 %. Чтобы компенсировать визуальное уменьшение округлых и остроконечных форм знаков по сравнению с прямоугольными, их делают выше (и ниже) относительно роста прямоугольных знаков. Такая компенсация называется верхним или нижним свисанием и должна быть не менее 2 % от роста прямого знака (илл. 18).
Распространены также компенсации внутренних острых углов, когда дизайнер сознательно углубляет внутреннее белое пространство, делая в углу разного рода врезы и ловушки, чтобы выровнять цветовое решение знака. Если этого не делать, места пересечений прямых штрихов под острым углом будут выглядеть как будто заплывшими. Степень и форма оптических компенсаций в шрифте зависят от индивидуального восприятия и квалификации дизайнера, от характера шрифта и формы конкретного знака, поэтому тут невозможно дать какие-нибудь конкретные рекомендации кроме того, что оптические компенсации в шрифте необходимы.

Илл. 5. Конструкция основных прописных букв (ПТ Ньютон).


Илл. 6. Симметричные формы букв (ПТ Футурис).


Илл. 7. Асимметричные формы букв (ПТ Футурис).


Илл. 8. Буквы с динамикой вправо (ПТ Футурис).


Илл. 9. Буквы с динамикой влево (ПТ Футурис).


Илл. 10. Буквы каллиграфического шрифта (itc Цапф Чансери).


Илл. 11. Моноширинный шрифт (ПТ Курьер).


Илл. 12. Разноширинный шрифт (гарнитура Лазурского).


Илл. 13. Равноширинный шрифт ( Школьная).


Илл. 14. Узкие, нормальные и широкие буквы одного начертания (ПТ Футурис).


Илл. 15. Сверхузкий, узкий, нормальный, широкий, сверхширокий шрифты (ПТ Ксения Вестерн, ПТ Ксения).


Илл. 16. Изменение степени открытости знаков (ПТ Футурис, itc Официна Санс, ПТ Прагматика).


Илл. 17. Оптические иллюзии в букве Н (ПТ Футурис).


Илл. 18. Оптические иллюзии в основных формах букв (ПТ Футурис).

Прописные буквы

Прописные буквы кириллического алфавита (и латинского тоже) в целом более статичны и уравновешены, чем строчные, а их пропорции несколько более вытянутые. В этом сказывается их происхождение от монументального архитектурного шрифта. В структуре прописных по сравнению со строчными гораздо менее выражено каллиграфическое начало. По форме и конструкции их можно условно разделить на четыре основные группы.

  1. Прямые знаки—конструктивно состоящие из вертикальных и горизонтальных штрихов, пересекающихся под прямым углом (или близким к прямому): Е, F, Н, I, L, Т, Г, П, Ц, Ч, Ш, Щ (первые 6 латинские, Е, Н, Т общие для 2-х алфавитов).
  2. Круглые или полукруглые знаки—полностью или частично состоящие из штрихов, которые образуют крупные (в рост всего знака) округлые элементы чаще всего овальной или полуовальной формы: C, D, G, O, Q, Э, Ю (первые 5 латинские, С, О общие для 2-х алфавитов).
  3. Знаки с диагональными штрихами—состоящие из диагональных штрихов или имеющие их в своей конструкции: A, K, M, N, V, W, X, Y, Z, Д, Ж, И, К, Л, У (первые 9 латинские, А, М, Х общие для 2-х алфавитов; знаки Д, Ж, К, Л отнесены в эту группу условно, так как в зависимости от индивидуального решения они могут вовсе не иметь диагональных штрихов; M, N, И могут также быть интерпретированы как прямые знаки).
  4. Знаки с округлыми элементами—имеющие округлые элементы, по размеру не достигающие роста всего знака: B, J, P, R, S, U, Б, З, Ф, Ъ, Ы, Ь, Я (первые 6 латинские, В, Р общие для 2-х алфавитов).

Группа прямых знаков

Главную сложность в проектировании кириллических знаков этой группы представляет правильное решение их ширин и расстояний между основными (вертикальными) штрихами, которые должны быть уравновешены для придания шрифту правильного ритма. В качестве эталона можно рассматривать букву Н. По отношению к ней расстояния между основными штрихами в знаках П и Ц должны быть для визуального равновесия, как правило, более узкими, поскольку внутрибуквенный просвет, разделенный посередине горизонтальным штрихом, в Н зрительно занимает больше места, чем в П и Ц. (Расстояние между основными штрихами в букве И, напротив, должно быть шире, чем в Н, чтобы уравновесить величину внутрибуквенных просветов в ней и в остальных прямых знаках).
Строго говоря, для полной визуальной идентичности П должно быть чуть шире Ц, потому что П как бы «стоит» на своих боковых штрихах, а Ц «лежит» на линии шрифта, но это не всегда соблюдается. Очень важно правильно определить ширину буквы Ш, расстояния между основными штрихами которой должны быть меньше, чем в Ц, но вместе с тем не должны быть слишком узкими. Попытки вписать Ш в квадрат в шрифтах нормальной ширины нельзя признать правильными, но она не должна быть и слишком широкой. Щ по ширине подобно Ш (илл. 19).
Ширина буквы Г подобна F и L, но, как правило, делается несколько поуже, поскольку слишком длинный верхний горизонтальный штрих в Г может придавать знаку неустойчивость (илл. 20). Особое внимание требуется для решения свисающих элементов у Ц и Щ. Они должны быть достаточно различимы и вместе с тем не должны слишком сильно привлекать к себе внимание, поскольку в сущности являются акцентами. Во всяком случае их длина, как правило, должна быть короче нижних выносных элементов у строчных букв р, q, ф. В некоторых шрифтах, особенно воспроизводящих исторические формы, свисающие элементы решаются в виде росчерков, иногда с завершающей каплей, причем их длина может быть неодинаковой (илл. 21).

Группа круглых знаков

Эталонным знаком в этой группе можно считать букву О, но ее ширина, в свою очередь, зависит от ширины Н. В шрифтах нормальных пропорций О обычно делается несколько шире Н, чтобы их ширины визуально были подобными. Буква Ю представляет собой вертикальный прямой штрих, соединенный с овалом, близким к О, однако, строго говоря, этот овал должен быть чуть уже О (хотя это не всегда соблюдается). Важно также правильно найти расстояние от вертикального штриха до овала; оно связано с общим ритмом шрифта и его пропорциями (илл. 22).
Буква Э никоим образом не является зеркально отраженным знаком С с добавленным средним элементом. Поскольку Э обладает обратной динамикой и ее средний элемент делит внутреннее пространство на две части, она должна быть чуть более открытой, чем С, чтобы не мешать движению глаза в процессе чтения (илл. 23), а ее средний элемент не должен быть слишком назойливым. Его форма обычно повторяет средний элемент в букве Е, но встречаются и другие: в виде расширяющегося штриха, закругленного на конце, в виде волнообразного элемента, и другие. Окончание нижнего элемента может иметь форму вертикальной засечки, капли или языка пламени (илл. 24). Разумеется, круглые и полукруглые буквы, как правило, должны иметь верхние и нижние свисания.

Группа знаков с диагональными штрихами

Основная трудность в построении знаков этой группы — правильное цветовое решение восходящих и нисходящих диагональных штрихов и оптическая компенсация внутренних острых углов, чтобы избежать их избыточной черноты. Особую сложность представляет буква У, похожая по форме на V и Y, но из-за ассиметричного нижнего хвоста она труднее поддается балансировке. Важно найти индивидуальный наклон каждого из ее диагональных штрихов и точку их соединения, чтобы знак в целом был устойчив и не падал (илл. 25). Буквы Д, Л, Ж, К допускают варианты конструкции. Д и Л могут иметь треугольную, почти прямоугольную или трапециевидную форму (эти знаки, как правило, имеют сходную между собой конструкцию, но выбор одного из вариантов решения зависит от общего характера шрифта). При треугольной форме Д и Л подобны А и V, но замкнутый характер Д требует ее некоторого расширения, чтобы уравновесить ее внутрибуквенный просвет с Л и другими знаками (илл. 26).
Форма свисающих элементов у Д, как правило, повторяет аналогичные в Ц и Щ, хотя бывают исключения. Буквы Ж и К могут либо повторять конструкцию латинского K с прямыми диагональными штрихами, либо иметь изогнутые ветви, часто с каплевидными элементами на верхних концах. Последний вариант больше распространен для антиквенных шрифтов. Как правило, эти знаки тоже имеют сходную между собой конструкцию. Форма изогнутых ветвей, особенно в месте их соединения, требует деликатного применения компенсаторов, обычно в виде врезов. Конструкция Ж не является симметричным вариантом К. Боковые части Ж всегда более узкие, и по причине своей статичности их форма может отличаться от формы диагональных элементов К (илл. 27).

Группа знаков с округлыми элементами

При проектировании этой группы знаков полезно сравнивать их с круглыми, но, поскольку форма их круглых и полукруглых элементов, как правило, значительно меньше, толщина штрихов в наплывах тоже может быть меньше для выравнивания их по цвету (но не менее толщины прямого основного штриха). Моделью для решения характера полуовалов у букв Б, Ъ, Ы, Ь обычно служат В, Р, а для Я, кроме того, знак R. Однако различия в конструкции знаков требуют внесения изменений в величину и форму полуовалов. Например, полуовалы в нижней части букв В, Б, Ь имеют близкую, но не одинаковую форму и размеры, потому что у них различная конструкция верхней части. Полуовалы букв Ъ, Ы, Ь, как правило, представляют собой один элемент, хотя в Ы полуовал может быть более узким (илл. 28).
Конструкция З в своей правой части напоминает В с учетом более круглых форм и свисаний. Кроме того, З, в отличие от В, имеет обратную динамику и поэтому должно быть более уравновешено относительно вертикальной оси. Нужно обратить особое внимание на место соединения двух овалов в середине: требуется применение компенсатора. В качестве модели для З следует также ориентироваться на Э. В шрифтах подчеркнуто архаической формы средний элемент может решаться в виде петли (иногда без внутреннего просвета). Окончание нижнего элемента, как в Э, может иметь форму вертикальной засечки, капли или языка пламени (илл. 29). Буква Ф обычно представляет некоторую трудность для проектирования, поскольку она по своей конструкции одновременно может быть интерпретирована как круглый знак (О, перечеркнутое вертикальным штрихом) и как знак с удвоенным полукруглым элементом, вроде симметричного Р. Задача заключается в согласовании размера и формы полуовалов с другими знаками, чтобы Ф не казался меньше или больше остальных. Как правило, полуовалы требуется сделать более круглыми и менее вытянутыми по горизонтали, чем у таких знаков, как Р, Б, Ь, вместе с тем простое наложение вертикального штриха на овал типа О дает слишком вытянутую вверх узкую форму, поэтому этот элемент требует индивидуального подхода. Его положение по высоте должно быть ориентировано на оптический центр вертикального штриха, а форма — напоминать уменьшенное О, как бы разрезанное по вертикальной оси и раздвинутое на ширину основного штриха.
В шрифтах типа старой (Ренессансной) антиквы с динамичными круглыми знаками, где оси овалов имеют ощутимый наклон и наплывы соответственно сдвинуты, требуется большая осторожность при конструировании Ф: как правило, из-за наличия вертикального штриха наклон оси нужно делать более вертикальным (менее динамичным). Чтобы Ф не казался слишком маленьким и в то же время верхняя и нижняя части вертикального штриха заметно выступали, верхнюю часть часто приходится поднимать над верхней линией прописных, а в некоторых случаях нужно опустить за линию шрифта и нижнюю часть. Существует также архаическая форма Ф, состоящая из двух овалов (илл. 30). Буква Я, несмотря на сходство с зеркально отраженной R, имеет обратную динамику и требует некоторых изменений формы (например, снижения средней линии, изменения наклона диагонального элемента и др.). При изогнутых ветвях К нижний диагональный элемент Я тоже должен иметь близкую форму (илл. 31).

Илл. 19. Ширины прямых знаков (ПТ Футурис).


Илл. 20. Конструкция букв f, l и Г (ПТ Футурис).


Илл. 21. Варианты формы свисающих элементов (itc Гарамон, гарнитура Лазурского, Академическая).


Илл. 22. Ширины прямых и круглых знаков (ПТ Футурис).


Илл. 23. Конструкция букв С и Э (ПТ Футурис).


Илл. 24. Варианты конструкции буквы Э (ПТ Ньютон, ПТ Бодони, Академическая, ПТ Петербург).


Илл. 25. Конструкция буквы У (ПТ Ньютон).


Илл. 26. Варианты конструкции букв Д и Л (itc Кабель, ПТ Петербург).


Илл. 27. Варианты конструкции букв Ж и К (itc Авангард Готик, itc Нью Баскервиль).


Илл. 28. Конструкция букв с полуовалами (itc Гарамон).


Илл.№ 29. Варианты конструкции буквы З (Академическая, Балтика, Школьная).


Илл. 30. Варианты конструкции буквы Ф (гарнитура Лазурского, itc Букман, Академическая).


Илл. 31. Конструкция букв r и Я (itc Нью Баскервиль).

Строчные буквы

Строчные буквы латинского алфавита, как известно, происходят от гуманистического минускула эпохи Ренессанса, который, в свою очередь, произошел от каролингского минускула IX-X веков. Происхождение от книжного рукописного почерка сказывается в сохранении в формах латинских строчных некоторых каллиграфических особенностей. Правда, в кириллических строчных эти особенности гораздо менее заметны, потому что, как уже было замечено, большинство их повторяет форму прописных, в отличие от латинских. Только 7 букв отличаются по форме от строчных: а, б, е, р, с, у, ф, причем главным образом потому, что совпадают с латинскими. Как правило, в остальных знаках характер рисунка соответствует характеру прописных, например, буквы д, ж, к, л, м по общей форме и по рисунку отдельных деталей должны быть близки Д, Ж, К, Л, М.
В кириллических строчных прямого начертания преобладают, как и в прописных, прямоугольные формы и прямые углы, в отличие от латинских, где гораздо больше криволинейных элементов и круглых форм. Кроме того, в кириллице гораздо меньше знаков с выносными элементами (7 из 33—б, д, р, у, ф, ц, щ), чем в латинице (12 из 26—b, d, f, g, h, j, k, l, p, q, t, y). В общем, кириллический набор производит более монотонное и статичное впечатление по сравнению с латинским. Однако по отношению к прописным строчные буквы кириллического (и латинского) алфавита в целом более динамичны, а их пропорции более широкие. Как и прописные, по форме и конструкции их можно условно разделить на четыре основные группы.

  1. Прямые знаки—конструктивно состоящие из вертикальных и горизонтальных штрихов, пересекающихся под прямым углом (или близким к прямому): г, н, п, т, ц, ш, щ (в латинице этой группе знаков соответствуют знаки с преобладающими вертикальными штрихами h, f, i, j, l, m, n, r, u, t).
  2. Знаки с овалами—полностью или частично состоящие из штрихов, которые образуют крупные (в рост всего знака) округлые элементы чаще всего овальной или полуовальной формы, часто с выносными элементами различного вида: b, c, d, e, g, o, p, q, б, ф, э, ю (первые 8 латинские, с, е, о, р общие для 2-х алфавитов).
  3. Знаки с диагональными штрихами—состоящие из диагональных штрихов или имеющие их в своей конструкции: k, v, w, x, y, z, д, ж, и, к, л, м (первые 6 латинские, х, у, общие для 2-х алфавитов; знаки д, ж, к, л отнесены в эту группу условно, так как в зависимости от индивидуального решения они могут вовсе не иметь диагональных штрихов; м, и могут также быть интерпретированы как прямые знаки).
  4. Знаки с округлыми элементами — имеющие округлые элементы, по размеру не достигающие роста всего знака: a, g, s, в, з, ч, ъ, ы, ь, я (первые 3 латинские, буква а общая для 2-х алфавитов).

Строчные буквы, аналогичные по конструкции прописным, строятся по тем же правилам, с учетом некоторой корректировки пропорций и толщин штрихов. В кириллическом алфавите только конструкция строчных знаков б и ф значительно отличается от прописных. В конструкции буквы б сохранился каллиграфический по происхождению верхний выносной элемент в виде волнобразного или закругленного росчерка, который требует правильного решения формы знака в зависимости от общей стилистики шрифта. В шрифтах с крупным очком строчных иногда приходится снижать верхнюю часть овала, чтобы увеличить место для верхнего элемента. Надо обратить внимание на внутренний угол в месте примыкания его к овалу, где обычно требуется врез для выравнивания цветового решения знака, а также на устойчивость буквы в целом (илл. 32).
Конструкция буквы ф имеет два основных варианта:
1) несколько зауженное подобие зеркального отражения р с двумя овалами (возможно, частично срезанными вертикальным штрихом) и
2) почти круглый овал, рассеченный вертикальным штрихом. Нижний выносной элемент ф подобен аналогичному в р и q, а верхний по форме повторяет b, h, k, l, но по длине иногда бывает короче (как правило, в шрифтах с мелким очком строчных или если верхние выносные заметно выше роста прописных знаков). В шрифтах подчеркнуто архаичного рисунка встречаются выносные элементы ф с раздвоенными концами в виде ласточкина хвоста (илл. 33).

Акценты

Акценты — надстрочные или подстрочные дополнительные знаки, применяющиеся с буквами основного алфавита и обозначающие изменение произношения основного знака. В русском алфавите есть 4 буквы с акцентами: Ё, ё, Й, й. Если с Ё и ё при проектировании кириллицы обычно не возникает проблем, потому что можно использовать соответствующие акценты — две точки (диэрезис) из латиницы (и эти буквы практически почти не применяются в наборе), то Й и й требует более подробного рассмотрения. Акценты над этими знаками, как правило, имеют самостоятельную форму и не совпадают с латинскими. Правильность восприятия текста во многом зависит от формы акцентов, использованных с Й и й.
Если дизайнер применил в этих буквах знак дуги (бреве), горизонтальной черты (макрон) или ударения (акьют), читатель будет задерживаться на непривычных формах, следовательно, шрифт, приличный в других отношениях, не сможет нормально читаться. Акцент над Й и й (кириллическое бреве), как правило, имеет обратный контраст по отношению к латинскому бреве (где наплыв обычно располагается в нижней части дуги), а в антиквенных шрифтах на его верхних концах часто находятся каплевидные окончания (илл. 34). По цвету акценты бывают, как правило, несколько легче основных знаков, причем прописные обычно более плоские и широкие, чем строчные. Высота кириллических акцентов определяется уровнем расположения акцентов в латинице, но во всяком случае они не должны прилипать к основному знаку или слишком отрываться от него.

Илл. 32. Варианты конструкции буквы б (Академическая, ПТ Бодони, гарнитура Лазурского).

Илл. 33. Варианты конструкции буквы ф (Школьная, гарнитура Лазурского, Академическая, itc Фэт Фэйс).

Илл. 34. Варианты акцентов в буквах Й, й (ПТ Футурис, ПТ Петербург).

Естественно, процесс проектирования шрифта не ограничивается описанными выше действиями. Каждый раз после определения формы очередного знака полезно вернуться к шрифту в целом, чтобы его составные части не выпадали из общего ансамбля.

О построении курсивных и жирных начертаний, о полуапрошах и кернинге — в следующем номере.

Краткая библиография по истории и теории латинского и кириллического шрифта