НОВЫЙ ШРИФТ ДЛЯ ТЕКСТОВОГО НАБОРА

Шрифтовая гарнитура Октава, созданная Владимиром Ефимовым по заказу Российского Библейского Общества.

Александр Тарбеев

Опубликовано в газете Новости полиграфии, №10, 1996 г.

В конце 1995 года завершён 1 этап разработки текстового шрифта Октава. Проект был заказан отделу шрифтов фирмы ПараГраф Российским Библейским Обществом для нового издания Библии на современном русском языке. Наконец появилось издательство, которое относится к своей работе настолько серьёзно и профессионально, что решило заказать разработку новой гарнитуры, а не остановилось на использовании более или менее подходящей из существующих или кустарной «русификации» шрифта с компакт-диска coreldraw.
Библейское общество хотело получить шрифт легко читаемый и одновременно ёмкий. Шрифт не должен был выглядеть как узкий, но его ёмкость не должна была уступать ёмкости шрифта Петербург. И, конечно же, его применение в качестве текстового шрифта для Библии должно быть эстетически уместным.
Шрифтовой дизайнер Владимир Ефимов, ведущий этот проект, изучил множество современных западных изданий Библии в поисках подходящих прототипов и остановился на нескольких гарнитурах, в той или иной степени удовлетворяющих эти требования. Однако ни одна из них не соответствовала им полностью, поэтому было решено пойти не по пути адаптации какой-либо из латинских гарнитур, а разработать новую, которая получила название Октава.

Рисунок 1

На рисунке 1 вы видите 4 строки, набранные разными гарнитурами в одном кегле. Сверху—Октава, вторая строка набрана шрифтом Петербург, третья—узким начертанием itc Гарамон и последняя шрифтом Ньютон.
Совершенно очевидно, что самым ёмким является шрифт itc Гарамон, но не менее очевидно, что он не смог бы удовлетворить требования Библейского Общества из-за своего откровенно узкого рисунка.
Остальные 3 шрифта, как кажется на первый взгляд, чрезвычайно близки по ёмкости. Так почему же Октава была принята заказчиком ?

На рисунке 2 слово «Октава» набрано сверху новым шрифтом, а снизу—гарнитурой Петербург. Если совместить эти строчки, то можно увидеть, что Октава лишь слегка короче Петербурга. Однако высота строчных знаков в Октаве больше,—одна из хитростей этого дизайн-проекта. Что позволяет набирать текст меньшим кеглем при сохранении удобочитаемости.
При одинаковом размере строчных Октава имеет заметное преимущество в ёмкости. Обычно длинные тексты набираются кеглем 10 пунктов, Октава же рассчитана на 8-ми пунктовый набор. Для этого увеличены межбуквенные расстояния, ведь чем меньше размер знаков, тем больших апрошей требует наше зрение. В мелких кеглях наш глаз также требует пониженной контрастности шрифта в сочетании с большей насыщенностью. В новой гарнитуре удовлетворено и это требование.

Чтобы повысить ёмкость, для многих знаков автором была найдена специальная форма. Все круглые знаки были сужены, но для того, чтобы они не воспринимались узкими, их овалы имеют слегка оквадраченную форму, позволившую увеличить площадь белого внутри знаков. По той же причине в букве ф применена нечасто встречающаяся форма с одним овалом, пересечённым вертикальным штрихом.
Все прописные заметно уже аналогичных знаков гарнитуры Петербург. Что важно, поскольку в тексте Библии прописные встречаются гораздо чаще, чем в обычных текстах на русском языке.
Так как из-за сниженного контраста светлое начертание стало более насыщенным, для лучшего выделения в тексте жирное начертание также сделано насыщеннее, чем обычно. Аналогичные дизайнерские приёмы были использованы и в курсиве, и сегодня Российское Библейское Общество уже работает новым шрифтом.
Работа над проектом продолжается. Через некоторое время в гарнитуру будет добавлено четвёртое начертание, расширен комплект знаков (капитель, греческие, еврейские, древнеславянские знаки). Владимир Ефимов планирует также добавить в гарнитуру заголовочные начертания и гротеск.

Рисунок 2