Personalia
Биографии мастеров шрифта и типографики

РОВЕНСКИЙ Михаил Григорьевич (р. 24.7.1902, Суджа Курской губ.–29.5.1996, Москва), художник книги и шрифта. Учился на граф. ф-те Академии Художеств в Ленинграде (1927–30). Окончил Моск. полиграф. ин-т (1932). Участник Великой Отечественной войны. Работал художественно-техническим и художественным редактором в издательствах Изогиз, Гослитиздат, Издательстве иностранной литературы. С 1952 г. работал художником-проектировщиком шрифта в Отделе новых шрифтов НИИ полиграфического машиностроения до выхода на пенсию в 1972 г.
Основные книги: Х. Ергалиев «Девушка из нашего аула» (1951), «Теория пластичности. Сборник» (1953) и др.
Шрифты: Бажановская титульная (1954–61), Новая журнальная (1963–71), Светлана (1976–81). Диплом II степени Всесоюзной выставки книги, графики и плаката за разработку шрифта Бажановская титульная (1957). Автор ряда статей и воспоминаний о работе в ОНШ («Книга и шрифт», Полиграфия №9, 1989; «Бажановский почерк», Полиграфия №9, 1990; «Ученый, организатор, художник», Полиграфия №7, 1991; «Галина Андреевна Банникова», Полиграфия №2, 1994; «Отечественные шрифты», Полиграфист и издатель №4, 1995).

Лит.: Большаков М.В., Гречихо Г.В., Шицгал А.Г., Книжный шрифт, М., 1964; Искусство шрифта: работы московских художников книги 1959–1974, М., 1977; Шицгал А.Г., Русский типографский шрифт (вопросы теории и практики применения), М., 1985.


СЛУЦКЕР Исай Соломонович. (р.25.9.1924, Орел), художник наборного шрифта. Окончил Моск. полиграф. ин-т (1949). Участник и инвалид Великой Отечественной войны вследствие тяжелого фронтового ранения. Работал в Отделе наборных шрифтов НИИ полиграфического машиностроения (1949–91). С 1991 г. внештатный дизайнер-проектировщик шрифта фирмы ПараГраф. Работал также как художник-график и иллюстратор в издательствах «Просвещение», «Художественная литература». Создал большое количество наборных шрифтов как кириллическо-латинской графики, так и шрифтов особых графических форм (восточных).
Основные шрифты:
(русско-латинские) Балтика, Брусковая газетная, Мысль, ПТ Кэзлон. (совместно с Т.В.Лысковой), кириллические версии шрифтов ITC Франклин Готик, (совместно с Т.В.Лысковой),
(греческие) Греческая обыкновенная новая, Рубленая Слуцкера, Хронос;
(индийские) Хинди, Бенгальская титульная, Гуджарати, Каннада;
(амхарские) Амхарская, Амхарская титульная;
(корейские) Инмин.


ЖУКОВ Максим Георгиевич (р.30.4.1943,Москва), художник печати. Ученик С.Б.Телингатера. Окончил Московский полиграфический институт (1965). Много работал над оформлением книг об искусстве, научно техно-технической литературы. Выступил инициатором внедрения в оформление изданий интегрально-структурного метода, принципов макетирования с использованием так называемых модульных систем вёрстки. Вместе с группой единомышленников (М.А.Аникстом, Н.И.Калининым, Ю.К.Курбатовым, Ф.Т.Троянкером и др.) внёс значительный вклад в возрождение типографики в СССР, в практику художественного оформления книги средствами типографского набора. Активно содействует развитию проектирования современных наборных шрифтов, пропаганде достижений российского шрифтового дизайна за рубежом и восстановлению его связей с мировым процессом развития типографики. Много работает над оформлением изданий на иностранных языках. В своих работах исследует и разрабатывает художесственные ресурсы различных систем письменности ( например кириллической, латинской, арабской, китайской) С 1977 по 1981 гг. и с 1986 г. по настощее время Жуков работает в секретариате ООН (Нью-Йорк, США) над оформлением изданий ООН.
Среди работ Ж.—сб. «Наука и человечество» (совместно с Ю.К.Курбатовым, 1964); Ю.М.Нагибин. «Далёкое и близкое» (1965); журнал «Театр» (1965–); Ю.Жуков «Люди 40-х годов» (1969), «Из боя в бой» (1970); сб. «Искусство книги '65/66» (совм. с А.Т.Троянкером, 1970); В.Н.Лазарев. «Новгородская иконопись» (1969), «Стар. итал. мастера» (1972), «Новгородские таблетки» (1977); Т.Алексеева. «В.Л.Боровиковский» (1974); «Дет. энциклопедия» (в 12 тт., 1972); оформление выст. произв. С.Б.Телингатера (1975) и выст. «Типографика СССР» (1985)—экспозиция и издания; сб. «Искусство шрифта» (1977); М.Дворжак. «История итальянского искусства эпохи Возрождения» (1978); сб. «Ядерная ночь…» (1985); «Большой Театр СССР» (1986).
Ж.—автор шрифтов Латинский жирн. (совм. с Ю.К.Курбатовым, 1962), Нойе Хаас Гротеск (Гельветика п/ж, кир. вар-т, совм. с Ю.К.Курбатовым, 1963); Меандр (экспер. проект, 1972); Идеал, Рубин, Диплом (совм. с В.Б.Чайкой, 1985).
Читал курс «Основы шрифтовой графики» в Моск. полигр. и-те (1984–1985). Перевёл на рус. яз. труд Э.Рудера «Типографика» (1983). Ж.—автор ряда статей по вопр. иск-ва шрифта и типографики, участник сб. Typographic communications today (сост. Э.Готтшалл, 1989), Cross-cultural design ( сост. Г.Стайнер, 1995); автор исследований typography: polyglot (совм. с Дж.Садеком,1991), On the peculiarities of cyrillic letterforms: design variation and correlation in russian printing type ( в печати). Неоднократно отмечен дипломами и высшими наградами нац. и межд. конкурсов иск-ва книги. Член мн. нац. и межд., худ. общ-в и ассоциаций. [31 октября 1995]


ЕФИМОВ Владимир Венедиктович(р.5.1949,Москва), Окончил Московский полиграфический институт(1973). Работал в Отделе наборных шрифтов НИИ Полиграфмаш (1973-1991).
С 1989 г. сотрудничает с фирмой ParaGraph.
С 1992 г. штатный дизайнер-проектировщик шрифта фирмы ParaGraph International.
Работал как художник-график в издательствах «Книга», «Мир», «Русский язык». Преподаёт в МГХПУ им. С.Г.Строганова с 1995 г.
Основные шрифты: Хинди-Каскад, Бенгальская-Каскад, Хинди-Гротеск, Деванагари-Каскад, гарнитура Лазурского (адаптация для фотонабора и 2 полужирных начертания), Энциклопедия-4(совместно с И.С.Слуцкером), ПТ Прагматика, ПТ Прагматика Греческая, ПТ ЭдверГотик, ПТ Футурис, ПТ Ньютон (ТаймсЕТ—совместно с А.В.Тарбеевым) ПТ Ньютон Греческий, ПТ Петербург, ПТ Дидона. Кириллические версии шрифтов ITC: ITC Авангард Готик, ITC Фэт Фэйс, ITC Цапф Чансери, ITC Машин, Neufville Futura.


ТАРБЕЕВ Александр Владимирович(р.5.1956,Москва), Окончил Московский электротехнический институт связи (1973) и Московский полиграфический институт(1988). Работал в Отделе наборных шрифтов НИИ Полиграфмаш (1988-1991) С 1989 г. сотрудничает с фирмой ParaGraph.
С 1992 г. штатный дизайнер-проектировщик шрифта фирмы ParaGraph International.
Работал как художник-график в издательствах «Гнозис», «Правда», «Русский язык»; театре-студии «Человек».
Основные шрифты: ПТ БетинаСкрипт, ПТ Маттерхорн, ПТ Монблан, ПТ Ньютон (ТаймсЕТ совместно с В.В.Ефимовым), ПТ Ньютон Фонетик, ПТ Тауэрн, ПТ Бенцион.
Кириллические версии шрифтов:
ITC Анна, (совместно с С.М.Ермолаевой и В.В.Ефимовым), ITC Бенгет Готик, ITC Гарамон.


КУЗНЕЦОВА Любовь Алексеевна. (р. 25.12.1928, Тула), художник наборного шрифта. Окончила Моск. полиграф. ин-т (1951). Работала в Отделе наборных шрифтов НИИ полиграфического машиностроения (1951–91), в котором с 1961 г. руководила лабораторией шрифтов особых графических форм. С 1992 г. штатный дизайнер-проектировщик шрифта фирмы ПараГраф. Работала как художник-график в издательствах «Мир», «Прогресс», «Радуга», АПН, Воениздат. Создала значительное количество наборных шрифтов арабской графической основы, некоторые из которых разработаны при участии графиков Египта, Ирана и Ливана. Шрифты К. экспортировались в страны Ближнего Востока, Иран, Индию, Афганистан, применялись в отечественных типографиях для набора литературы на языках, использующих арабскую графическую основу.
Основные шрифты:
Арабская графическая основа: Каирская, Насхи Книжный, Насхи Асуани, Титульная Азербуда, Абридж Кузнецовой, Рукаи, Заррин Хатт, Восток, Бейрут, Грот, ПТ Мариам, ПТ Хафиз, ПТ Насх Ахмад, ПТ Басра, ПТ Дамаск, ПТ Насталик, ПТ Сульс.
Русско-латинская графика: ПТ Ксения, ПТ Ксения Вестерн, Квант Антиква.
Кириллические версии шрифтов ITC: ITC Букман, (совместно с Т.И.Сафаевым), ITC Коринна.


БАННИКОВА Галина Андреевна. (1901, Сарапул—1972,Москва) Окончила Всероссийскую академию художеств (1925-1930). Работала в шрифте, книжной и станковой графике.
Г. А. Банникова прошла основательную школу как художник-график в ленинградской Академии художеств ещё в 20-е годы. Профессор В. А. Левицкий, знаток истории искусства шрифта, который вел курс искусства шрифта в Академии художеств, способствовал тому, что Банникова в своих творческих замыслах пыталась раскрыть художественную ценность типографского шрифта. В своей гарнитуре Банниковская, над которой она работала много лет, на основе тщательного изучения первых русских шрифтов петровского времени и европейских шрифтов эпохи Возрождения Банникова создала первый оригинальный рисунок кириллического шрифта антиквенного типа, предназначенный для набора художественной литературы. Банникова теоретически и практически занималась проблемами сравнительной удобочитаемости шрифтов и различимости отдельных знаков, что нашло отражение в ее шрифтах Банниковской, Байконур, Кама. Она оставила также несколько работ по теории и истории шрифта.
Основные шрифты: <Банниковская (1950), Байконур (1960-1969), Кама(1967-1971).


КОСТЫЛЕВ Иван Александрович. (1905, Московская губерния, деревня Бунятино—1973, Москва). Учился в Московском полиграфическом институте. Работал как художник шрифта, художник книги и иллюстратор.
Основные книги: А.Пушкин. «Руслан и Людмила» (1967); альбом «50 лет Великого Октября» (1967).
Основные шрифты: Агат (1969), два эскиза шрифта (1970-1971), шрифт к 400-летию Гутенберга(1971).


КРИЧЕВСКИЙ Илья Давидович. (1907,Чернигов) Окончил Высший художественно-технический институт—ВХУТЕИН (1925–1930). Работал как художник шрифта, художник книги и иллюстратор, станковый график.
Основные книги: Леонардо да Винчи архитектор. (1952); Е.Кацпржак. «История письменности и книги» (1955); Антология казахской поэзии. (1958); Поэзия Калмыкии. (1964); С.Лазутин. «Русские народные песни» (1965); А.Граши. «Деревья меняют листья» (1965); К.Кулиев. «Избранная лирика» (1967); А.Кешоков. «Избранное» (1971) и др.
Основные шрифты: наборный афишно-плакатный шрифт «Кри'43» (1957–1959) и др.


КУДРЯШОВ Николай Николаевич. (30.9.1909, Москва,–24.4.1991, Москва), художник наборного шрифта. Учился во ВХУТЕМАСе (1926–28) в мастерской Р.Р. Фалька. Принимал участие в создании первого в России машинного газетного шрифта Эксцельсиор (совместно с М.Щелкуновым, 1936). С 1938 г. работал в лаборатории шрифта НИИ ОГИЗа совместно с другими художниками над созданием гарнитуры Обыкновенная новая (1938–41). С 1946 г. в отделе новых шрифтов НИИ полиграфического машиностроения создавал рисунки шрифтов для набора книг, газет, журналов, словарей и энциклопедий. Спроектировал и нарисовал в общей сложности более 200 различных шрифтов.
Наиболее известные шрифтовые гарнитуры К.: Новая газетная (1951), Газетная рубленая (1951), Газетная Трудовская (1954–56), Тонкая рубленая (1958), Кудряшовская словарная (1959), Кудряшовская энциклопедическая (1960–74). В рамках гарнитуры Кудряшовская энциклопедическая К. было разработано несколько тыс. знаков в 5 начертаниях, включая знаки русского, латинского, греческого алфавитов, фрактуру, каллиграфические, фонетические, нотные, математические, астрономические и др. знаки. Применение этого шрифта для 3-го издания Большой Советской энциклопедии привело к уменьшению объема в 20% и экономии в 4 млн. руб. Гарнитура Кудряшовская словарная применялась для издания словарей на 124 языках народов мира. Все шрифты К. разрабатывал совместно с З.А. Масленниковой.
Первая премия на конкурсе наборных шрифтов стран СЭВ, посвященного 500-летию со дня смерти Гутенберга (Дрезден, 1971) за проект шрифта КМЛ. Участник Великой Отечественной войны. Автор ряда статей и теоретических работ.

Лит.: Большаков М.В., Гречихо Г.В., Шицгал А.Г., Книжный шрифт, М., 1964; Искусство шрифта: работы московских художников книги 1959–1974, М., 1977; Ровенский М.Г., Отечественные шрифты, Полиграфист и издатель №4, 1995; Спиров Н.А., Проектирование и производство типографских шрифтов, М., 1959; Тагиров Ф.Ш., О развитии шрифтового дела в Советском Союзе, Книга: Исслед. и материалы, сб. 13, М., 1966; Шицгал А.Г., Русский типографский шрифт (вопросы теории и практики применения), М., 1985.


КУЗАНЯН Павел Михайлович. (1901,Тифлис—Тбилиси—) Учился в Академии художеств Грузии в Тифлисе (1923–1926), окончил Высший художественно-технический институт—ВХУТЕИН (1930). Работал как художник наборного шрифта, художник книги и иллюстратор, станковый график и живописец.
Основные книги: Русские поэты века. (1964); Слово о полку Игореве. (1965); Тропа к Пушкину. (1967); сборник «Поэты пушкинской поры» (1971); А.Пушкин «Поэмы» (1972) и др.
Основные шрифты: Гарнитура Кузаняна (1961), Гранит (1967), Нева (1970), Мир (1970), Пушкинский декоративный (1973), Декор (19), и др. Два диплома на конкурсе шрифтов стран СЭВ в Дрездене в 1971 г.


ЛАЗУРСКИЙ Вадим Владимирович. (5.3.1909, Одесса,–4.7.1994, Москва), художник книги и шрифта. Окончил Одесский институт изобразительных искусств (1925–30). Работал также в мультипликации, прикладной графике, оформлении выставок. Оформил более 300 изданий, многие из которых стали классикой книжного искусства.
Основные книги: Аристофан «Комедии» (1954), В.И. Антонова, Н.Е. Мнева «Каталог древнерусской живописи» (1961), М.В. Алпатов «Памятник древнерусской живописи конца xv века. Икона Апокалипсис Успенского собора Московского Кремля» (1961), А.Н. Свирин «Искусство книги Древней Руси» (1964), А.А. Сидоров «История оформления русской книги» (1964), «Всеобщая история архитектуры» (1965), В.Н. Петров «Мир искусства» (1970), А.А. Федоров-Давыдов «Левитан» (1973–76), Игорь Грабарь «Серов» (1973–80), «Альбрехт Дюрер о шрифте» (1979–81) и др.
В 1957–62 гг. по заказу отдела новых шрифтов НИИ полиграфического машиностроения на основе глубокого изучения итальянских шрифтов эпохи Возрождения (Гриффо, Тальенте) и русского шрифтового наследия XVIII в. создал наборный шрифт Гарнитура Лазурского для художественной литературы и изданий по искусству, который был удостоен Золотой медали Международной выставки искусства книги (ИБА) в Лейпциге в 1959 г. Вторую Золотую медаль Л. получил на той же выставке за графический лист «Лучшее стихотворение страны». Шрифтом Лазурского был набран в типографии «Оффицина Бодони» Дж. Мардерштейга (Верона) русский текст уникальных изданий А.С. Пушкина «Медный всадник» (1968) и Н.В. Гоголя «Шинель» (1975) на русском и итальянском языках. Л. провел теоретический и графический анализ почерков устава Остромирова Евангелия XI в. (1941), первопечатного полуустава XVI в. (1946) и шрифта надписи на колонне Траяна II в. (1958). За выдающийся вклад в оформление книги награжден Премией Гутенберга Совета города Лейпцига (1975). Персональные выставки в Москве в 1979 и 1989 гг. В 50–60 гг. был председателем Художественного совета мастерской прикладной графики Комбината графического искусства Худфонда РСФСР. Участник Великой Отечественной войны. Автор ряда статей и книг «Альд и альдины», М., 1973; «Путь к книге. Воспоминания художника», М., 1985.

Лит.: Алямовская А., В.В. Лазурский, сб. Искусство книги, вып. 7, М., 1971; Искусство шрифта: работы московских художников книги 1959–1974, М., 1977; Ровенский М.Г., Отечественные шрифты, Полиграфист и издатель №4, 1995; Шицгал А.Г., Русский типографский шрифт (вопросы теории и практики применения), М., 1985.


ТАГИРОВ Фаик Шакирджанович. (1906,Татария, деревня Ачасыр), окончил Высший художественно-технический институт—ВХУТЕИН (1925–1930). В 1930-33 гг. преподавал теорию и практику шрифта в Московском полиграфическом институте. Работал как художник наборного шрифта, художник книги, плаката, в промграфике, декоративном искусстве. Участвует в выставках с 1924 года. Грамота Магистрата города Лейпцига. (1959)
Ф. Ш. Тагиров, основавший и многие годы возглавлявший отдел, прошел школу Фаворского в двадцатые годы во ВХУТЕМАСе. Обладая обширными знаниями и широким кругозором, он разрабатывал большой круг вопросов по проектированию новых типографских шрифтов и технологии их производства на всех этапах в процессе освоения. Тагирову принадлежит приоритет в создании первых в стране шрифтов особых графических форм, в частности, арабских, индийских и корейских. Он оставил ряд исследовательских работ по вопросам теории шрифта и истории развития типографского дела. Тагиров пользовался большим авторитетом среди художников, типографских и издательских работников. Недаром многие художники-графики называли ОНШ «институт Тагирова». В начале 60-х годов ему ампутировали ногу, но он продолжал работать до 1978 года.
Основные шрифты:
Особых графических форм: Бхилаи Тагирова ( для строкоотливного машинного набора на языке хинди,1965), Оперативная Тагирова (для буквоотливного машинного набора на корейском языке,1966), Гурмукхи народная ( для строкоотливного машинного набора на языке пенджаби,1968).
Русско-латинской графической основы: Акцидентная Тагирова (1971).


ТЕЛИНГАТЕР Соломон Бенедиктович. (1903,Тифлис—Тбилиси—1969, Москва), Учился в Азербайджанских художественных мастерских Наркомпроса—окончил в 1920—и ВХУТЕМАСе (1920–1921). Работал в области шрифта, книжного дизайна и иллюстрации, журнальной графики. Участвовал в выставках с 1927 года. Золотая и серебрянная медали Международной выставки искусства книги (ИБА) в Лейпциге (1959), серебрянная медаль на ИБА-65. Премия Гутенберга Совета города Лейпцига (1963).
Основные книги: сборник «Московский пушкинист» (1927); В.Маяковский. «Во весь голос» (1931); А.Безыменский. «Комсомолия» (1928); Н.Хикмет. «Новые стихи»(1961); Искусство книги. Выпуск 3. (1962); Г.Успенский «Нравы Растеряевой улицы» (1964); Ленин. Собрание фотографий и кинокадров. (1969) и др.
Журналы: «Бригада художников» (1931); «Декоративное искусство СССР» (1957); и др.
Основные шрифты: Титульная Телингатера, Акцидентная Телингатера (1955–1962) и др.


ЩУКИН Анатолий Васильевич. (1906,Москва—4.07.1994, Москва), учился в Высшем художественно-техническом институте—ВХУТЕИНе (1928–1930). Окончил Московский полиграфический институт (1930–1931) Работал в области наборного шрифта, книжного дизайна, прикладной графики. Учаcтвовал в выставках с 1973 года. А. В. Щукин, один из старейших художников отдела, обладал опытом художника шрифта и обширными знаниями по эволюции типографских шрифтов всех исторических эпох. Он многое сделал на первом этапе работы шрифтовой лаборатории НИИ Наркомместпрома РСФСР по модернизации старых типографских гарнитур. Щукин хорошо знал систему «монотип» и практику наборного дела и всегда делился своим опытом и знаниями с молодыми художниками. Он принимал участие в важнейших разработках отдела, таких, как гарнитуры Литературная, Журнальная рубленая (как руководитель темы), Обыкновенная новая, Лазурского, создал оригинальный рисунок типографского шрифта Ладога, в котором форма знаков имитирует технику ширококонечного пера. Щукин обладал замечательным чувством шрифтовой формы, оригиналы его шрифтов долго еще показывали молодым специалистам как пример того, как надо работать. Кроме того, он был прирожденным педагогом, и, по отзывам многих художников следующего поколения, именно Щукин познакомил их с секретами искусства проектирования типографских шрифтов.
Основные шрифты: Латинская (позднее—Литературная,1936), Обыкновенная новая (1939), Академическая (1941), Академическая (1945), Школьная (1949), Заголовочная (1962), Ладога (1968) и др.