Swift (Свифт)

Гар­ни­тура Swift при­над­ле­жит к пос­ле­во­ен­но­му по­коле­нию за­пад­ных га­зет­ных шриф­тов. Может быть, от­части слу­чай­но, но сло­жилось так, что именно Swift стал пока единс­твен­ным предс­та­вите­лем всей этой группы в ки­рил­ли­це.

К 80¬м годам прош­ло­го века самым жест­ким тех­но­логи­чес­ким про­цес­сом, предъ­яв­лявшим боль­шинс­тво тре­бова­ний к шрифту, ос­та­валась именно печать в ти­пог­ра­фи­ях. За­пад­ные газеты в то время пе­чата­лись на ско­рост­ных ро­таци­он­ных ма­шинах, при­меняя очень жидкие краски на от­но­ситель­но грубой га­зет­ной бумаге. При этом, нес­мотря на по­яв­ле­ние ряда новых шриф­тов, многие газеты по¬преж­не­му на­бира­лись либо шриф­та­ми, по­хожи­ми на Excelsior, ве­дущий свою ро­дос­ловную с 1930¬х годов, либо их ро­вес­ни­ком — не­увя­да­ющим Times. Гол­ланд­ский ди­зай­нер Герард Унгер ока­зал­ся одним из первых, кто по­чувс­тво­вал «ви­та­ющую в воз­ду­хе» пот­ребность газет в новом, ясном, четком, ак­тивном, может быть, нем­но­го гру­бова­том, но убе­дитель­ном и очень хорошо чи­та­емом шрифте. По край­ней мере при­мер­но так Унгер го­ворит об этом се­год­ня.

Герард Унгер ро­дил­ся в Арн­хе­ме, Ни­дер­ланды, в 1942 году. В 1963–1967 годах изучал гра­фичес­кий дизайн, ти­пог­ра­фику и шриф­то­вой дизайн в Ака­демии Gerrit Rietveld в Амс­тер­да­ме. Первым про­фес­си­ональ­ным шриф­том Унгера стал гра­виро­ван­ный на плас­ти­ке Markeur (1972). Затем пос­ле­довал M.O.L. (1974), соз­данный сов­мест­но с ра­бочей груп­пой под ру­ководс­твом Питера Брат­тинги (Pieter Brattinga) и пред­назна­чен­ный для сис­те­мы над­пи­сей в метро Амс­тер­да­ма.

С 1975 года Герард Унгер — не­зави­симый график¬ди­зай­нер. По за­казам он оформ­ля­ет марки, монеты, жур­на­лы, газеты, книги, ло­гити­пы, кор­по­ратив­ные до­кумен­ты и другую пе­чат­ную про­дук­цию. Од­новре­мен­но он про­ек­ти­ру­ет шрифты. За пер­вы­ми ра­бота­ми пос­ле­дова­ли ан­тиква Demos (1975) и парный к ней гро­теск Praxis (1976). Это был один из первых ус­пешных опытов раз­ра­бот­ки так на­зыва­емых су­пер­гарни­тур, то есть шриф­тов раз­личных клас­си­фика­ци­он­ных типов, сог­ла­сован­ных между собой и пред­назна­чен­ных для сов­мест­но­го при­мене­ния. Далее были раз­ра­бота­ны Hollander (1983), соз­данный по мо­тивам работ старых гол­ланд­ских мас­те­ров, ори­гиналь­ный гро­теск кур­сивно­го типа Flora (1984), ко­торый в 1989 году ли­цен­зи­рова­ла аме­риканс­кая фирма ITC, и, на­конец, Swift (1985).

Swift был создан Ге­рар­дом Ун­ге­ром для не­мец­кой фирмы Hell. Вместе с тем сам Унгер приз­на­ет­ся, что идея этого шрифта была его собс­твен­ной. Пе­ревод наз­ва­ния раск­ры­ва­ет самую суть шрифта: Swift — это стриж. Сог­ласно кон­цепции Унгера, га­зет­ный шрифт, как стриж, живет в полете. Его стихия — воздух и ско­рость. Сов­ре­мен­ные газеты чи­та­ют­ся, как из­вест­но, в спешке, часто на ходу или в транс­пор­те, при скуд­ном ме­ня­ющем­ся ос­ве­щении и мно­жест­ве помех. От шрифта за­висит, станет че­ловек вообще читать газету или от­ло­жит, лишь бегло прос­мотрев.

Унгер ри­совал Swift ка­ран­да­шом на кальке, затем эти ори­гина­лы были оциф­ро­ваны с по­мощью компь­ютер­ной сис­те­мы Ikarus на фирме Hell. Далее была сде­лана проб­ная рас­пе­чат­ка на фо­тона­бор­ной машине и по ней ди­зай­нер на­метил не­об­хо­димую кор­ректи­ров­ку формы. Затем в контур знаков были вне­сены исп­рав­ле­ния, сде­лана новая рас­пе­чат­ка, по ней новая кор­ректи­ров­ка, и так нес­коль­ко раз по каж­до­му на­чер­та­нию, пока шрифт не был совсем за­кон­чен. Ре­зуль­тат мы можем наб­лю­дать собс­твен­ны­ми гла­зами.

Любая кри­тика в первую оче­редь от­ме­ча­ет яс­ность и чи­та­емость Swift даже при неб­ла­гоп­ри­ят­ных ус­ло­ви­ях. У этого шрифта мощные, ши­рокие (как крылья!) за­сеч­ки тре­уголь­ной или кли­но­об­разной формы. В за­голо­воч­ных на­чер­та­ни­ях в наборе они могут почти сли­вать­ся, словно пе­реда­вая эс­та­фету от одной буквы к другой. Отк­ры­тость и нап­ря­жение ос­новных зна­ковых форм силь­нее вы­яв­ля­ют внут­ри­бук­венное и меж­буквен­ное прост­ранс­тво, ко­торые в свою оче­редь сос­тавля­ют как бы са­мос­то­ятель­ные формы. По­доб­но тому, как птица ловит крыль­ями ветер, зас­тавляя воздух пру­жинить и под­чи­няя его своей воле, Унгер в своем шрифте зас­тавля­ет ра­ботать прост­ранс­тво между бук­ва­ми и внутри них.

С одной сто­роны, Swift — ха­рак­терный шрифт ХХ века с круп­ным очком; с другой же — уве­личе­ние роста строч­ных все-таки ос­та­ет­ся в пре­делах ра­зум­но­го и на­ходит под­держ­ку в ра­ци­ональ­ных гол­ланд­ских ба­роч­ных шриф­тах XVII века. Кроме того, при вни­матель­ном взгля­де на Swift видно, что объем внут­ри­бук­венно­го белого прост­ранс­тва уве­личен в нем всеми воз­можны­ми спо­соба­ми. Почти полное от­сутс­твие острых углов в со­еди­нени­ях об­легча­ют восп­ро­из­ве­дение знаков на экране при не­высо­ком раз­ре­шении.

Нес­мотря на всю ори­гиналь­ность и сов­ре­мен­ный ха­рак­тер гар­ни­туры Swift, ее связь с пред­шест­вен­ни­ками — гол­ланд­ски­ми шриф­та­ми позд­не­го Воз­рожде­ния и ба­рок­ко — видна при под­робном расс­мот­ре­нии дос­та­точ­но ясно. Не менее силь­ное вли­яние на Унгера оказал зна­мени­тый аме­риканс­кий ди­зай­нер Уильям Двиг­гинс, один из ве­дущих ху­дож­ни­ков фирмы Mergenthaler Linotype, ко­торый уже в 1930-е годы ра­ботал над более удо­бочи­та­емы­ми га­зет­ны­ми шриф­та­ми. Его идеи были подх­ва­чены и раз­ви­ты Ун­ге­ром. Среди не­пос­редс­твен­ных пред­шест­вен­ни­ков Swift можно наз­вать также Vendôme (1951–1954) Фран­суа Гано, Trump Mediaeval (1954–1960) Георга Трумпа и Méridien (1957) Ад­ри­ана Фру­тиге­ра. Сходс­тво нельзя наз­вать прямым и оче­вид­ным, оно лежит скорее на уровне идеи, общей кон­цепции — а также де­талей. В част­нос­ти, все эти шрифты имеют мощные тре­уголь­ные за­сеч­ки, бла­гоп­ри­ятс­тву­ющие про­цес­су чтения.

В 1987 году Swift был вы­пущен фирмой Hell. Это был уже не первый сов­мест­ный проект Hell и Ге­рар­да Унгера: упо­мяну­тые гар­ни­туры Demos, Praxis и Hollander также раз­ра­баты­вались для этой фирмы. Шрифт быстро за­во­евал по­пуляр­ность; осо­бен­но широко его ис­поль­зо­вали в га­зетах Гол­ландии и скан­ди­навс­ких стран. В 1988 году за гар­ни­туру Swift Ге­рар­ду Унгеру был при­суж­ден прес­тижный ди­зай­нерс­кий приз Gravisie. Семь лет спустя автор су­щест­вен­но пе­рес­мотрел свой шрифт как с ху­дожест­вен­ной, так и с тех­ни­чес­кой сто­роны, собс­твен­но­руч­но оциф­ро­вал его на компь­юте­ре, теперь уже пер­со­наль­ном, и вы­пус­тил под собс­твен­ной маркой новую версию гар­ни­туры Swift 2.0 в две­над­ца­ти на­чер­та­ни­ях с ка­питель­ны­ми ва­ри­ан­та­ми в каждом.

За про­шед­шие двад­цать лет за­пад­ные газеты улуч­ши­ли ка­чест­во бумаги и печати. По­пуляр­ность Swift как шрифта по­вышен­ной жи­вучес­ти к се­год­няшне­му дню по­уба­вилась, так как газеты по­лучи­ли воз­можность ис­поль­зо­вать более изящ­ные новые шрифты. Как от­ме­ча­ет­ся теперь в ан­но­таци­ях, Swift чаще ис­поль­зу­ет­ся «не внутри газет, а сна­ружи», то есть в за­голов­ках и для внеш­не­го оформ­ле­ния.

Автор Swift к нас­то­яще­му вре­мени раз­ра­ботал свыше двад­ца­ти гар­ни­тур. Все эти шрифты очень прак­тичны, у них ясно оп­ре­деле­на об­ласть ре­ша­емых задач. Нап­ри­мер, Capitolium соз­да­вал­ся к двух­ты­сяче­летию рис­ти­анс­тва и Римс­кой ка­толи­чес­кой церкви по заказу Римс­ко­го агентства по под­го­тов­ке Юбилея (Agenzia Romana per la Preparazione del Giubileo) и пред­назна­чал­ся для улич­ной ин­форма­ци­он­ной сис­те­мы в Риме. Отп­рав­ной точкой для него пос­лу­жили работы италь­янс­ко­го кал­лигра­фа XVI века Джо­ван­ни Фран­ческо Креши. Capitolium News — раз­ви­тие того же про­ек­та путем соз­да­ния ва­ри­ан­тов более мощ­но­го ри­сун­ка, ко­торые могли бы ис­поль­зо­вать­ся при наборе газет. Vesta — гро­теск, форма ко­торо­го а­ве­яна об­разца­ми древ­не­римс­ких над­пи­сей рес­публи­канс­ко­го пе­ри­ода (он назван в честь храма богини Весты в Тиволи). Тем не менее это сов­ре­мен­ный шрифт, раз­ви­тый по на­чер­та­ни­ям, ри­сунок ко­торо­го расс­чи­тан на со­чета­ние с дру­гими шриф­та­ми Унгера, такими, как ан­тиквы Gulliver, Corranto и Capitolium News.

Другие шрифты Унгера пред­назна­чены для других целей. Нап­ри­мер, в рамках боль­шо­го про­ек­та ANWB fonts ди­зай­нер раз­ра­ботал комп­лекс шриф­тов для над­пи­сей на до­рож­ных ука­зате­лях Ни­дер­ландов. Шрифт Delftse Poort, ими­тиру­ющий тра­фарет­ную форму, «при­над­ле­жит» одному-единс­твен­но­му зданию, самому вы­соко­му в Рот­терда­ме, ко­торым уже много лет вла­де­ет гол­ланд­ская на­ци­ональ­ная стра­ховая ком­па­ния — она-то и сде­лала заказ на собс­твен­ный экс­клю­зив­ный шрифт.

Кроме раз­ра­бот­ки шриф­тов, Унгер ак­тивно занят пре­пода­вани­ем и прос­ве­титель­ской де­ятель­ностью. Он — про­фес­сор ти­пог­ра­фики Лей­денс­ко­го уни­вер­си­тета в Гол­ландии. Кроме того, он пе­ри­оди­чес­ки ведет курсы шрифта в уни­вер­си­тете анг­лий­ско­го города Ре­дин­га на фа­куль­те­те ти­пог­ра­фики и ви­зу­аль­ных ком­му­ника­ций. До января 2007 года он пре­пода­вал также в собс­твен­ной alma mater. В 1995 году вышло первое из­да­ние его книги об от­но­шени­ях шрифта и чи­тате­ля «Terwijl je leest»(«Когда вы чи­та­ете»); в 2006 году — второе. В 2007 году вышло анг­лий­ское из­да­ние этой книги, в 2009 — не­мец­кое. Пла­ниру­ют­ся из­да­ния этой книги на италь­янс­ком и ис­панс­ком языках. Кроме этого, Унгер — автор ряда пуб­ли­каций, пос­вя­щен­ных шрифту, ди­зай­ну, га­зетам, чтению газет и смеж­ным воп­ро­сам. Он ла­уреат прес­тижных премий в об­ласти ди­зай­на: H. N. Werkman-prize (1984) — за зас­лу­ги в об­ласти шрифта и ти­пог­ра­фики, меж­ду­народ­но­го Maurits Enschedé¬Prize (1991) — за раз­ра­бот­ку шриф­тов, а также Gravisie-prijs 1988 года за Swift.

Первой ки­рил­ли­чес­кой вер­си­ей Swift был экс­клю­зив­ный шрифт, раз­ра­ботан­ный в отделе шриф­тов фирмы Па­ра­Граф в конце 1990-х (ди­зай­нер Тагир Сафаев) по заказу из­да­тель­ско­го дома «Ком­мерсантъ». Этот шрифт был назван Ком­мерсант Сериф. Позже Тагир Сафаев раз­ра­ботал более полную ки­рил­ли­чес­кую версию Swift в восьми на­чер­та­ни­ях на основе версии 1995 года Swift 2.0. Этот ва­ри­ант был вы­пущен ком­па­ни­ей Па­раТайп для все­об­ще­го ис­поль­зо­вания в 2003 году. В нем также раз­ра­бота­ны ка­питель­ные ва­ри­ан­ты (ди­зай­нер Вла­димир Пав­ли­ков). Как ни па­радок­саль­но, до не­дав­не­го вре­мени это был единс­твен­ный циф­ро­вой ки­рил­ли­чес­кий шрифт, спро­ек­ти­рован­ный спе­ци­аль­но для текс­то­вого га­зет­но­го набора, хотя в былые вре­мена каждая круп­ная газета в СССР («Правда», «Из­вестия», «Труд», «Крас­ная Звезда») имела в своем рас­по­ряже­нии экс­клю­зив­ные текс­то­вые шрифты.

Кроме Swift, в России пока из­вестен еще только один шрифт Ге­рар­да Унгера — ITC Flora. Этот оча­рова­тель­ный «прямой курсив без за­сечек» (на самом деле не такой уж прямой — в смысле не вер­ти­каль­ный, а нак­лонный — но так его ха­рак­те­ризу­ют почему-то шриф­то­вые клас­си­фика­ции) можно не­ред­ко встре­тить у нас в самых разных при­мене­ни­ях — от жур­на­лов и рек­ламных объ­яв­ле­ний до улич­ных вы­весок. Ки­рил­ли­чес­кая версия этого шрифта вы­пуще­на в 1995 году от­де­лом шриф­тов фирмы Па­раГ­раф (ди­зай­не­ры Эмма За­харо­ва, Вла­димир Ефимов). Шрифт су­щест­ву­ет в двух на­чер­та­ни­ях — нор­маль­ном и по­лужир­ном.

К со­жале­нию, ос­таль­ные шрифты Унгера пока не имеют ки­рил­ли­чес­ких версий. Но, может быть, эта си­ту­ация все-таки будет скоро исп­рав­ле­на — дело того стоит. Ведь Герард Унгер и его шрифты — одно из самых зна­читель­ных яв­ле­ний в сов­ре­мен­ной ми­ровой ти­пог­ра­фике.

Полную версию статьи смотрите здесь

Книгу Владимира Ефимова «Великие шрифты. Книга вторая. Антиква» можно приобрести на сайте indexmarket.ru.