Rockwell (Рокуэлл)

В 1815 году в ка­тало­ге из­вест­но­го лон­донс­ко­го сло­волит­чи­ка Вин­сента Фиг­гинса (Vincent Figgins, 1766–1844) пуб­ли­ке был впер­вые по­казан со­вер­шенно новый тип шрифта. Это были про­пис­ные буквы и цифры в че­тырех кеглях, у ко­торых вместо тонких и изящ­ных за­сечек и таких же со­еди­нитель­ных штри­хов на концах были толс­тые пря­мо­уголь­ные конс­трук­ции, почти равные по тол­щи­не вер­ти­каль­ным штри­хам. Этот шрифт в ка­тало­ге Фиг­гинса был назван Antique, то есть древ­ний.

Уже в 1820 году в ка­тало­ге шриф­тов лон­донс­кой сло­волит­ни Thorowgood, в ко­тором по­каза­ны шрифты умер­ше­го сло­волит­чи­ка Ро­бер­та Торна (Robert Thorne, 1754–1820), по­меще­ны схожие по форме жирные шрифты, про­пис­ные и строч­ные, под наз­ва­ни­ем Egyptian, то есть «еги­петс­кие». С тех пор наз­ва­ния Egyptian и Antique зак­ре­пились в анг­лий­ском языке для обоз­на­чения не­конт­рас­тных шриф­тов с толс­ты­ми пря­мо­уголь­ны­ми за­сеч­ка­ми (Slab Serif, или Square Serif), ко­торые по-русски на­зыва­ют­ся «брус­ко­выми», или «еги­петс­ки­ми».

Брус­ко­вые шрифты в те­чение всего ХIХ века ис­поль­зо­вались для набора пла­катов, ак­ци­ден­ции и вы­деле­ний в тексте. Для набора сплош­ных текс­тов они ка­зались слиш­ком гру­быми и плохо чи­та­емы­ми. Но после окон­ча­ния Первой ми­ровой войны умами ти­пог­ра­фов и гра­фичес­ких ди­зай­не­ров зав­ла­дели новые формы, ос­но­ван­ные на эле­мен­тарных ге­омет­ри­чес­ких фи­гурах (квад­рат, ок­ружность, рав­носто­рон­ний тре­уголь­ник). Старые шрифты не удов­летво­ряли новым вкусам и новой эс­те­тике, тре­бова­лись новые.

Первой вер­си­ей такого шрифта на рынке был шрифт Memphis, спро­ек­ти­рован­ный Ру­доль­фом Воль­фом (Rudolf Wolf, 1895–1942) для не­мец­кой фирмы Stempel в 1929 году. Затем в 30-х годах по­яви­лось сразу нес­коль­ко по­доб­ных шриф­тов. Генрих Йост (Heinrich Jost, 1889–1948) создал для сло­волит­ни Bauer гар­ни­туру Beton. Не­мец­кая фирма Ludwig & Mayer вы­пус­ти­ла шрифт Welt Antiqua, ко­торый затем был продан италь­янс­кой фирме Nebiolo, фран­цузс­кой Fonderie Typographique Francaise и гол­ланд­ской Amsterdam Typefoundry. Nebiolo наз­ва­ла его Landi, во Фран­ции он вышел под наз­ва­ни­ем Ramses, а в Гол­ландии — Atlas. Karnak, спро­ек­ти­рован­ный ди­зай­не­ром Ро­бер­том Мидд­лто­ном (Robert Hunter Middleton, 1898–1965) для аме­риканс­кой фирмы Ludlow, вышел тоже в 1931 году.

В этом же году по­яви­лись первые на­чер­та­ния гар­ни­туры Stymie, раз­ра­ботан­ной Мор­ри­сом Бен­то­ном (Morris Fuller Benton, 1872–1948) для фирмы American Type Founders. Аме­риканс­кая ком­па­ния Intertype в 1933 году вы­пус­ти­ла шрифт Cairo, очень по­хожий на Мемфис, а также ско­пиро­вала в 1936 году Бетон. И, на­конец, в 1934 году в ка­тало­ге анг­лий­ской фирмы Monotype по­явил­ся Rockwell. Но первый ге­омет­ри­чес­кий брус­ко­вый шрифт был сделан в Аме­рике го­раз­до раньше. В 1910 году в ка­тало­ге сло­волит­ни Inland Typefoundry из Сент-Луиса по­явил­ся шрифт Litho Antique, на­резан­ный Уиль­ямом Шра­убш­тед­те­ром (William Schraubstädter, 1864–1957). В конце 20-х Моррис Бентон до­рисо­вал нес­коль­ко аль­тер­на­тив­ных знаков к этому шрифту, и он был вы­пущен ком­па­ни­ей ATF в 1931 году под наз­ва­ни­ем Rockwell Antique.

Однако Бентон не был удов­летво­рен ре­зуль­та­том и заново пе­рери­совал весь шрифт, уточ­нив форму и нес­коль­ко его сузив. После этого он был назван Stymie Bold и к нему были до­бав­ле­ны аль­тер­на­тив­ные знаки из Rockwell Antique и два более свет­лых на­чер­та­ния Light и Medium. По­лучив­ша­яся таким об­ра­зом гар­ни­тура стала очень по­пуляр­ной.

Аме­риканс­кая ком­па­ния Lanston Monotype ско­пиро­вала Rockwell, вы­пус­ти­ла его под наз­ва­ни­ем Stymie и в свою оче­редь стала до­бав­лять к нему новые на­чер­та­ния. Сол Хесс (Sol Hess, 1886–1953) раз­ра­ботал в 1934 году сверх­жир­ное на­чер­та­ние, а в сле­ду­ющие два года — три узких. За­бав­но, что в это же время Бентон и второй ди­зай­нер ATF Джерри Пауэлл (Gerry Powell, род. 1899) тоже раз­ви­вали Stymie: Бентон раз­ра­ботал Stymie Black (1935), а Пауэлл — Stymie Bold Condensed (1937). В ре­зуль­та­те Ро­ку­элл, Стайми ATF и мо­нотай­повс­кий Стайми часто путают между собой, считая, что это одна и та же гар­ни­тура. В до­вер­ше­ние пу­тани­цы анг­лий­ская фирма Monotype в 1934 году вы­пус­ти­ла свой Rockwell, в основе ри­сун­ка ко­торо­го лежал все тот же старый шрифт 1910 года Litho Antique. Шрифт соз­да­вал­ся под ру­ководс­твом ди­рек­то­ра шриф­то­вого про­из­водс­тва фирмы Monotype Фрэнка Пир­понта (Frank Hinman Pierpont, 1860–1937). Пред­по­лага­лось, что Ро­ку­элл должен сос­та­вить кон­ку­рен­цию по­пуляр­ным не­мец­ким ге­омет­ри­чес­ким брус­ко­вым шриф­там, таким, как Мемфис или Бетон. Однако Пир­понт счел не­об­хо­димым пре­неб­речь мод­ны­ми тен­денци­ями ев­ро­пей­ско­го ди­зай­на в пользу более ран­не­го аме­риканс­ко­го об­разца.

И Ро­ку­элл, и Стайми весьма похожи, но, если вни­матель­но вгля­деть­ся в их форму, можно об­на­ружить не­кото­рые раз­ли­чия. Нап­ри­мер, буква a в Ро­ку­эл­ле имеет двух­част­ную конс­трук­цию, до­воль­но сильно зак­ры­тую сверху, а в Стайми буква, а сверху более отк­ры­та. В Ро­ку­эл­ле верх­ний конец вы­нос­но­го эле­мен­та строч­ной f за­кан­чи­ва­ет­ся ощу­тимым крюком, заг­ну­тым нем­но­го вниз. В Стайми же у f этот эле­мент го­раз­до меньше и нап­равлен по го­ризон­та­ли. В Ро­ку­эл­ле нижний конец ос­новно­го штриха строч­ной t плавно загнут вправо, а верх­ний конец вы­нос­но­го эле­мен­та косо срезан. А в части на­чер­та­ний Стайми нижний го­ризон­таль­ный конец ос­новно­го штриха строч­ной t под­со­еди­нен под прямым углом, а верх­ний конец вы­нос­но­го эле­мен­та часто срезан го­ризон­таль­но. И та, и другая гар­ни­тура — не­конт­рас­тные шрифты с пря­мо­уголь­ны­ми брус­ко­выми за­сеч­ка­ми из группы так на­зыва­емых ге­омет­ри­чес­ких брус­ко­вых шриф­тов. Как и у ге­омет­ри­чес­ких гро­тес­ков, у ге­омет­ри­чес­ких брус­ко­вых прак­ти­чес­ки нет нас­то­ящих кур­си­вов, вместо них ис­поль­зу­ют­ся нак­лонные версии прямых на­чер­та­ний.

Ро­ку­элл и другие по­доб­ные шрифты хорошо под­хо­дят для за­голов­ков и пла­катов, но вместе с тем ими также можно на­бирать и не очень длин­ные тексты в жур­на­лах и тех­ни­чес­кой ли­тера­туре. Су­ровая ге­омет­рия Футуры в этих шриф­тах со­чета­ет­ся со слож­ной фак­ту­рой, об­ра­зу­емой мощ­ны­ми брус­ко­выми за­сеч­ка­ми.

В сов­ре­мен­ной циф­ро­вой ти­пог­ра­фике ге­омет­ри­чес­кие брус­ко­вые шрифты не очень по­пуляр­ны. Нес­мотря на это, ве­дущи­ми про­из­во­дите­лями шриф­тов вы­пуще­ны циф­ро­вые версии самых из­вест­ных ме­тал­ли­чес­ких шриф­тов такого типа (Рокуэлл, Мемфис, Бетон, Стайми), а также соз­да­ны новые. Аме­риканс­кая ком­па­ния ITC в 1974 году раз­ра­бота­ла ге­омет­ри­чес­кий брус­ко­вый шрифт ITC Lubalin Graph, по­хожий на их же шрифт ITC Avant Garde Gothic с пря­мо­уголь­ны­ми за­сеч­ка­ми. Его спро­ек­ти­рова­ли Герб Лу­балин (Herbert Lubalin, 1918–1981), Тони ДиС­пинья и Джо Сан­ду­олл. Анг­лий­ский ди­зай­нер Мар­га­рет Кал­верт (Margaret Calvert, род. 1936) соз­да­ла в 1980 году шрифт Calvert для фирмы Monotype. Аме­риканс­кая ком­па­ния Bitstream вы­пус­ти­ла свой ва­ри­ант шрифта Ро­ку­элл под наз­ва­ни­ем Geometric Slabserif 712 и ва­ри­ант шрифта Мемфис под наз­ва­ни­ем Geometric Slabserif 703.

До не­дав­не­го вре­мени в ки­рил­ли­чес­ком наборе вообще от­сутс­тво­вали ге­омет­ри­чес­кие брус­ко­вые шрифты. Нес­коль­ко ручных ме­тал­ли­чес­ких гар­ни­тур, унас­ле­дован­ных у до­рево­люци­он­ных сло­воли­тен, скорее можно было от­нести к еги­петс­ким шриф­там. Но один шрифт, по­пуляр­ный в со­ветс­кое время, с не­кото­рой на­тяж­кой можно наз­вать и ге­омет­ри­чес­ким и брус­ко­вым. Это гар­ни­тура Бал­ти­ка, ко­торая была раз­ра­бота­на в 1952 году в трех на­чер­та­ни­ях кол­лекти­вом ху­дож­ни­ков на основе ри­сун­ков шрифта Candida (1936) Якоба Эрбара (Jakob Erbar, 1878 род. 1899–1936), вы­пущен­ной не­мец­кой фирмой Ludwig & Mayer. Ру­ково­дила про­ек­том ху­дож­ник Отдела новых шриф­тов НИИ По­лиг­рафмаш Вера Чи­мино­ва, а среди участ­ни­ков был Исай Слуц­кер (1924–2002), тогда мо­лодой ху­дож­ник, впос­ледс­твии став­ший одним из лучших со­ветс­ких шриф­то­вых ди­зай­не­ров. Кан­ди­да (и Бал­ти­ка) от­ли­ча­ет­ся от обыч­ных брус­ко­вых шриф­тов тем, что имеет за­сеч­ки, более тонкие, чем со­еди­нитель­ные штрихи, тогда как обычно у брус­ко­вых шриф­тов пря­мо­уголь­ные за­сеч­ки той же тол­щи­ны. Кроме того, у Кан­ди­ды (и Бал­ти­ки) знаки ощу­тимо конт­рас­тные, а овалы не слиш­ком похожи на пра­виль­ную ок­ружность. Тем не менее бла­года­ря вы­сокой удо­бочи­та­емос­ти Бал­ти­ка ак­тивно при­меня­лась в книгах, жур­на­лах и даже га­зетах, как для набора за­голов­ков, так и для сплош­но­го текста. Циф­ро­вую версию Балтики раз­ра­ботал в 1988 году Алек­сандр Тар­бе­ев.

В конце 80-х годов, когда в России на­чалось расп­рос­тра­нение пер­со­наль­ных компь­юте­ров и нас­толь­ных из­да­тель­ских систем, было сде­лано нес­коль­ко ки­рил­ли­чес­ких ва­ри­аций на тему из­вест­ных ге­омет­ри­чес­ких брус­ко­вых шриф­тов (Egypetskij, Proton, Rodeo). В 2000 году была за­кон­че­на раз­ра­бот­ка ки­рил­ли­чес­кой версии шрифта Bitstream Geometric Slabserif 712 (ори­гиналь­ное наз­ва­ние Monotype Rockwell) в шести на­чер­та­ни­ях — Light, Light Italic, Medium, Medium Italic, Bold, Extra Bold (ди­зай­не­ры Исай Слуц­кер, Манвел Шма­вонян).

Полную версию статьи смотри здесь

Книгу Владимира Ефимова «Великие шрифты. Книга вторая. Антиква» можно приобрести на сайте indexmarket.ru.