Century Schoolbook (Сенчури Скулбук)

Каж­до­му прак­ти­ку­юще­му ди­зай­не­ру из­вест­на гар­ни­тура Школь­ная, или SchoolBook. Она со­от­ветс­тву­ет своему наз­ва­нию: в России ею дей­стви­тель­но на­бира­ют­ся школь­ные учеб­ни­ки и многие детс­кие книги с 60-х годов ХХ века. Первая ки­рил­ли­чес­кая версия Школь­ной в нашей стране, перво­началь­но назван­ная Пионер, была соз­да­на еще в 1939 году кол­лекти­вом ди­зай­не­ров под ру­ководс­твом Ев­ге­ния Чер­невс­ко­го.

Пра­роди­тель Школь­ной на­зыва­ет­ся Century Roman, и создан он в 1894 году Линном Бойдом Бен­то­ном, аме­риканс­ким пу­ан­со­нис­том и изоб­ре­тате­лем (он изоб­рел и внед­рил машину для гра­виро­вания пу­ан­со­нов), в сот­рудни­чест­ве с из­вест­ным аме­риканс­ким ти­пог­ра­фом Те­одо­ром Лоу де Винном. Своим же наз­ва­ни­ем шрифт обязан жур­на­лу The Century Magazine («Сто­летие»), ко­торый пе­чатал де Винн в собс­твен­ной ти­пог­ра­фии и спе­ци­аль­но для ко­торо­го был спро­ек­ти­рован Century.

В свою оче­редь, сам шрифт Century можно от­нести к шриф­там, по­рож­денным все той же про­мыш­ленной — а заодно уж и ти­пог­ра­фичес­кой — ре­волю­ци­ей XIX века, что и еги­петс­кие (брус­ко­вые) шрифты, и сверх­жир­ные ак­ци­дент­ные, и гро­тес­ки разных типов и форм…

Теодор де Винн, чье имя вместе с именем Линна Бен­то­на теперь ука­зано после наз­ва­ния Century во всех спра­воч­ни­ках, был одним из самых ав­то­ритет­ных те­оре­тиков и прак­ти­ков из­да­тель­ско­го дела и вла­дель­цем лучшей в США ти­пог­ра­фии. С 1873 года эта ти­пог­ра­фия пе­чата­ла журнал Scribner’s Monthly, пе­ре­име­нован­ный позд­нее в Тhe Century Magazine. В 1881 году по нас­то­янию и с по­мощью из­да­телей, тре­бовав­ших для жур­на­ла самой ка­чест­вен­ной печати, де Винн внед­рил в своей ти­пог­ра­фии ряд тех­ни­чес­ких нов­шеств. Он ус­та­новил более со­вер­шенные пе­чат­ные машины и стал ис­поль­зо­вать ме­лован­ную бумагу, изоб­ре­тен­ную при его не­пос­редс­твен­ном учас­тии. Затем пришло время и для пе­рес­мотра шрифта, ко­торым на­бирал­ся журнал. Линн Бентон, ко­торо­му Теодор де Винн за­казал спро­ек­ти­ровать и на­резать новый шрифт, взяв за основу все тот же тип ан­тиквы нового стиля, усилил тонкие неп­рактич­ные штрихи и «ане­мич­ные» за­сеч­ки и до­бил­ся более вы­рази­тель­но­го и ра­зум­но­го расп­ре­деле­ния белого во внут­ри­бук­венных прос­ве­тах. Вместе с тем шрифт ос­тался дос­та­точ­но ёмким, то есть эко­номич­ным, что очень уст­ро­ило из­да­телей жур­на­ла. Century в полной мере от­ве­чал тре­бова­ни­ям кли­ен­та и вре­мени, чем и объ­яс­ня­ет­ся успех, вы­пав­ший на его долю в пос­ле­ду­ющие годы.

По­доб­но Таймсу трид­цать лет спустя, по­пуляр­ность Century со вре­менем пе­рерос­ла по­пуляр­ность жур­на­ла, для ко­торо­го шрифт был раз­ра­ботан. Его ри­сунок пос­лу­жил ос­но­вой для мно­гочис­ленных шриф­то­вых ва­ри­аций. Сын соз­да­теля Century, Моррис Фуллер Бентон, стал ди­рек­то­ром отдела шриф­то­вого ди­зай­на ком­па­нии American Typefounders (ATF) и спро­ек­ти­ровал свыше двух сотен шриф­тов, вклю­чая 18 раз­личных ва­ри­ан­тов Century, в том числе слегка рас­ши­рен­ную версию, наз­ванную Century Expanded (1900), Century Oldstyle (1906) и Century Schoolbook (1918).

В нашей стране пер­во­началь­ный ва­ри­ант Century ни­ког­да не был расп­рос­тра­нен широко. В от­ли­чие от Школь­ной, по­пав­шей в обойму и став­шей лицом нашей учеб­ной ли­тера­туры, первый, «обыч­ный», книж­ный Century ос­та­вал­ся мало­извест­ным. В 90-е годы мос­ковс­кая студия Аз-Зет раз­ра­бота­ла ки­рил­ли­чес­кую версию Century в фор­ма­те PCL (ди­зай­нер Дмит­рий Аб­ри­косов) на основе Century Expanded, а рижс­кая фирма Tilde вы­пус­ти­ла шрифт AG Centurion (ди­зай­нер Анд­рейс Грин­бергс) с ки­рил­лицей на основе Century Oldstyle. Но эти по­пыт­ки внед­рить ва­ри­ан­ты Century в рос­сий­скую ти­пог­ра­фику не имели осо­бого успеха и сейчас эти гар­ни­туры не вы­пус­ка­ют­ся.

Century широко при­меня­ли, и ви­до­из­ме­нил­ся он силь­нее, чем любой другой из ве­ликих и зна­мени­тых шриф­тов. За семь­де­сят лет до ны­неш­ней тен­денции к раз­ра­бот­ке су­пер­гарни­тур в се­мей­стве Century ока­зались шрифты разных клас­си­фика­ци­он­ных групп — если сам Century от­но­сит­ся к ан­тикве нового стиля, то шрифту Century Oldstyle на­мерен­но при­даны не­кото­рые черты ста­рос­тиль­ной ан­тиквы, а Century Schoolbook — это уже яркий и не­сом­ненный Кла­рен­дон. Так ре­шитель­но пов­ли­яло на общий тип и облик шрифта его даль­ней­шее раз­ви­тие — уси­ление го­ризон­таль­ных эле­мен­тов, умень­ше­ние конт­рас­та, а глав­ное — из­ме­нение про­пор­ций.

Конт­рас­тные брус­ко­вые шрифты со скруг­ленны­ми за­сеч­ка­ми, или шрифты типа Кла­рен­дон (также на­зыва­емые English Egyptienne), по­яви­лись в Англии в се­реди­не XIX века. Своим наз­ва­ни­ем вся эта группа обя­зана одному шрифту — Clarendon (1845), ав­то­ром ко­торо­го счи­та­ет­ся Роберт Бесли, c 1838 года ра­ботав­ший в лон­донс­кой сло­волит­не Fann Street Foundry сов­мест­но с Уиль­ямом То­ро­угу­дом. Без сом­не­ния, в раз­ра­бот­ке шрифта участ­во­вал также пу­ан­со­нист Бенд­жа­мин Фокс (Benjamin Fox). Наз­ва­ние Clarendon свя­зыва­ют с окс­форд­ским из­да­тель­ством Clarendon Press, для ко­торо­го новый шрифт будто бы был пер­во­началь­но из­го­тов­лен, о чем упо­мина­ет де Винн в своей книге «Plain Printing Types» (1900). Это был узкий жирный шрифт, ко­торый пред­назна­чал­ся не для пла­катов и объ­яв­ле­ний (как боль­шинс­тво по­явив­шихся тогда ак­ци­дент­ных шриф­тов), а для вы­деле­ния от­дель­ных слов в сплош­ном тексте. Ока­зав­шись ус­пешным про­ек­том, он спро­воци­ровал по­яв­ле­ние целой группы шриф­тов того же типа, при­меняв­шихся по­доб­ным об­ра­зом и по­лучив­шей общее наз­ва­ние Clarendon, или Ionic.

В 1953 году новый ва­ри­ант этого шрифта Haas Clarendon раз­ра­бота­ли Герман Ай­ден­бенц и Эдуард Хофман для швей­царс­кой фирмы Haasche Schriftengiesserei (Haas). Швей­царс­кая школа ти­пог­ра­фики ак­тивно при­меня­ла Clarendon как удо­бочи­та­емый шрифт с ней­траль­ным ри­сун­ком, и это выз­ва­ло волну под­ра­жаний и ре­конс­трук­ций этого шрифта. Ва­ри­ант Кла­рен­до­на под наз­ва­ни­ем Volta (1955) был раз­ра­ботан Кон­ра­дом Ба­уэром и Валь­те­ром Баумом для не­мец­кой фирмы Bauer. Ори­гиналь­ный Clarendon XIX века был вы­пущен анг­лий­ской фирмой Stephenson Blake под наз­ва­ни­ем Consort (1956). В Аме­рике ди­зай­нер Фримэн Кроу создал для ATF свой ва­ри­ант Кла­рен­до­на, наз­ванный Craw Clarendon (1955–1960). Не­мец­кая фирма Stempel в 1961–1963 годах раз­ра­бота­ла к гар­ни­туре Haas Clarendon до­пол­ни­тель­ные на­чер­та­ния. Было много и других ва­ри­ан­тов шриф­тов этого типа.

В 20-30-х годах ХХ века под воз­дей­стви­ем шриф­тов типа Кла­рен­дон ве­дущим ди­зай­не­ром ком­па­нии Mergenthaler Linotype Чонси Гриф­фи­том спе­ци­аль­но для га­зет­но­го набора была раз­ра­бота­на группа так на­зыва­емых «удо­бочи­та­емых шриф­тов» (legibility types) — Ionic #5 (1925), Excelsior (1931), Corona (1931), Paragon (1935), Opticon (1935). Позже другие шриф­то­вые фирмы тоже стали вы­пус­кать га­зет­ные шрифты по­доб­но­го типа (Olympian, Ideal, Regal, Royal, Imperial и др.).

В это время уже су­щест­во­вал и раз­ви­вал­ся Century. Сейчас едва ли воз­можно ска­зать с уве­рен­ностью, были ли новые версии Century дей­стви­тель­но раз­ра­бота­ны по типу Кла­рен­до­на — или же в них воп­ло­тились идеи, вла­дев­шие тогда умами ти­пог­ра­фов и ди­зай­не­ров. В любом случае Clarendon и пол­ве­ка экс­пе­римен­тов с за­голо­воч­ны­ми и ак­ци­дент­ны­ми шриф­та­ми все равно имели к этому от­но­шение, хотя бы кос­венное.

Гар­ни­тура Century Schoolbook была спе­ци­аль­но спро­ек­ти­рова­на для набора школь­ных учеб­ни­ков. Она имеет до­воль­но длин­ные уве­сис­тые за­сеч­ки с плав­ным скруг­ле­ни­ем в месте при­со­еди­нения к ос­новным штри­хам. Ее ос­новные и со­еди­нитель­ные штрихи зна­читель­но мас­сивнее, чем в боль­шинс­тве ан­тиквен­ных шриф­тов, и их энер­гичная на­сыщен­ность под­черки­ва­ет­ся сба­лан­си­рован­ны­ми внут­ри­бук­венны­ми прос­ве­тами, а также ра­зум­ны­ми про­бела­ми вокруг букв. Кап­ле­вид­ные эле­мен­ты сох­ра­нили форму ок­ружнос­ти, но стали зна­читель­но меньше, чем в более ранних ва­ри­ан­тах Century. Тол­щи­ны со­еди­нитель­ных штри­хов приб­ли­жены к тол­щи­нам ос­новных, что делает этот шрифт ма­локонт­рас­тным. Сво­еоб­ра­зие ри­сун­ка каждой буквы даже слегка пре­уве­личе­но для боль­шей яс­ности, что бе­зус­ловно бла­гоп­ри­ятс­тву­ет ее рас­позна­ванию. Об­ра­ща­ет на себя вни­мание форма про­пис­но­го Q с ши­рокой петлей внутри овала, об­ра­зован­ной S-об­разным хвос­том. Про­порции знаков до­воль­но ши­рокие, а ри­сунок шрифта ста­тич­ный и скорее зак­ры­тый, но это не пре­пятс­тву­ет чтению. Конт­раст в на­сыщен­ности между ос­новным и жирным на­чер­та­ни­ями весьма зна­чите­лен, что поз­во­ля­ет чи­тате­лю хорошо восп­ри­нимать вы­деле­ния в тексте. Гар­ни­тура в целом про­из­во­дит впе­чат­ле­ние на­деж­ности и дос­то­вер­ности.

Яс­ность и вы­сокая удо­бочи­та­емость гар­ни­туры Century Schoolbook делают ее «дру­желюб­ной» по от­но­шению к чи­тате­лю. Ее ис­поль­зу­ют не только для набора учеб­ни­ков, но также в рек­ла­ме и ак­ци­ден­ции, ди­зай­не книг и другой пе­чат­ной про­дук­ции.

В связи с такой по­пуляр­ностью Century Schoolbook фирма Linotype в 1980 году предп­ри­няла раз­ра­бот­ку ее новой, улуч­шенной версии, наз­ванной New Century Schoolbook, ко­торую создал Мэтью Картер. Циф­ро­вая версия этой гар­ни­туры была вклю­чена в комп­лект шриф­тов для постскрип­товс­ких вы­вод­ных уст­рой­ств и бла­года­ря этому по­лучи­ла ши­рочай­шее расп­рос­тра­нение. В 1997 году рос­сий­ским ди­зай­не­ром Алек­се­ем Че­кула­евым для фирмы Linotype была раз­ра­бота­на ки­рил­ли­чес­кая версия New Century Schoolbook. Ее ри­сунок соз­да­вал­ся явно не без вли­яния Школь­ной гар­ни­туры.

Су­щест­ву­ет нес­коль­ко ки­рил­ли­чес­ких версий Century Schoolbook. Но самым лучшим ки­рил­ли­чес­ким шриф­том, близ­ким по ри­сун­ку к Century Schoolbook, ос­та­ет­ся гар­ни­тура Школь­ная, раз­ра­ботан­ная в Отделе на­бор­ных шриф­тов НИИ По­лиг­ра­фичес­ко­го ма­шиност­ро­ения в 1961 году кол­лекти­вом ди­зай­не­ров под ру­ководс­твом Елены Ца­рего­род­це­вой. Она также пред­назна­чена для набора учеб­ни­ков и детс­кой ли­тера­туры, но при­меня­ет­ся го­раз­до шире. Циф­ро­вую версию Школь­ной под наз­ва­ни­ем SchoolBook расп­рос­тра­ня­ет ком­па­ния Па­раТайп. Су­щест­ву­ет также ее спе­ци­аль­ная версия, раз­ра­ботан­ная с учетом тре­бова­ний рос­сий­ских Са­нитар­но-эпи­дими­оло­гичес­ких правил и ги­ги­ени­чес­ких нор­ма­тивов (СанПин). Лю­бопыт­но, что шрифт, соз­данный пол­ве­ка назад, удов­летво­ря­ет пос­ледним сов­ре­мен­ным стан­дартам.

Ри­сунок Школь­ной чуть-чуть грубее, чем у Century Schoolbook (что не­уди­витель­но, пос­коль­ку это не копия, а пе­рери­сов­ка), но он сох­ра­нил все осо­бен­ности про­тоти­па. В целом Школь­ная выг­ля­дит как шрифт, ней­траль­ный по ри­сун­ку и сба­лан­си­рован­ный по про­пор­ци­ям и на­сыщен­ности. Не­даром она поль­зу­ет­ся зас­лу­жен­ной по­пуляр­ностью уже столь­ко лет.

Кстати, гар­ни­тура Бук­варная (TextBook), пред­назна­чен­ная для обу­чения чтению самых ма­лень­ких, была раз­ра­бота­на также Еленой Ца­рего­род­це­вой в 1958 году. У Бук­варной нет конк­рет­но­го ла­тинс­ко­го про­тоти­па, а осо­бен­ности ри­сун­ка поз­во­ля­ют от­нести ее к старым гро­тес­кам. Вместе с тем даже с пер­во­го взгля­да на Бук­варную ясно, что при ее соз­да­нии был учтен опыт раз­ра­бот­ки первых ва­ри­ан­тов Школь­ной.

У гар­ни­туры Century Schoolbook за­меча­тель­ные перс­пек­ти­вы. Помимо при­мене­ния по своему пря­мому наз­на­чению, она спо­соб­на не­ожи­дан­но и ярко про­яв­лять себя в самых разных ди­зай­нерс­ких ре­шени­ях. Что же ка­са­ет­ся Century Roman и других членов мно­гочис­ленно­го се­мей­ства Century, то их время в нашей ти­пог­ра­фике, ве­ро­ят­но, еще нас­ту­пит.

Полную версию статьи можно прочитать здесь

Книгу Владимира Ефимова «Великие шрифты. Книга вторая. Антиква» можно приобрести на сайте indexmarket.ru.